Главная / Испания / Живопись / «…я избрал путь художника и стал Пикассо»

«…я избрал путь художника и стал Пикассо»

Только услышав имя величайшего испанского художника Пабло Пикассо, сразу же возникают в памяти образы его бессмертных творений «Девочка на шаре» и «Голубя мира». Помимо этих гениальных шедевров он написал еще такое множество других картин и полотен, что даже исследователи его творчества не могут назвать точное количество его произведений искусства, которые зачастую становятся главными лотами всех престижных аукционов, а самым дерзким авантюристам, занимающимся ограблением галерей и частных коллекций, попросту не дают покоя. По сути, Пабло Пикассо – это человек-эпоха художественного искусства 20 века, предвосхитивший будущее и задавший тенденцию в развитии живописи почти на столетие вперед, чьи творения указаны во всех справочниках, каталогах и энциклопедиях по современному искусству.

Детство и юность Пикассо

Родился Пабло Пикассо в 1881 году, 25 октября, в Малаге, что в испанской провинции Андалусия. Полное имя художника очень длинное и звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, что является отражением испанской традиции перечислять имена всех святых и родственников, которые почитаются в семье. Что же касается непосредственно фамилии Пикассо, то она взята по линии матери, так как отцовская казалась ему слишком незвучной, да и отец его, Хосе Руис, и сам являлся художником.

Талант к живописи проявился еще в раннем детстве, а именно с 7 лет мальчик стал следить за работой отца, помогал ему дорисовывать лапки изображаемых голубей. А однажды, совсем юный Пикассо нарисовал большой по размеру натюрморт, техника которого настолько поразила его отца, что он, согласно легенде, навсегда забросил художество.

В 13 лет юное дарование блестяще сдало вступительные экзамены в Академию художеств в Барселоне, поразив комиссию своей техникой. Далее отец и дядя Пикассо приняли решение отправить Пабло на обучение в Мадридской академии «Сан Фернандо», которая считалась наилучшей во всей Испании, и, таки образом, в 16-летнем возрасте (1897 год) он переехал в столицу. Тем не менее, обучался он в учреждении не долго, так как излишне увлекся всеми благами столичной жизни, и стал внимательно изучать творения своих кумиров на тот момент, которыми были Диего Веласкес, Франсиско Гойя и, особенно, Эль Греко.

Первые его работы сейчас можно посмотреть в музее Пикассо, что в Барселоне, среди которых: «Первое причастие», датированное 1896 годом, на которой он изобразил свою сестру Лолу, «Портрет матери» — 1896.

В годы обучения он в первый раз посетил Париж, где познакомился и впечатлился в высшей степени творениями Делакруа, Гогена, Ван-Гога, стал обучаться готической скульптуре и японской гравюре. Окончательно он перебрался в Париж в 1904 году.

526121

«Голубой» период творчества

«Голубым» периодом творчества Пикассо принято считать годы с 1901 по 1904. В это время для его работ были характерны насыщенные холодные серо-голубые и сине-зеленые тона, символизирующие печаль и некоторое уныние. Сам художник говорил о голубом, как о «цвете всех цветов». Этот период ознаменовался созданием «Завтрака слепого», «Свиданием», «Жизни», «Любительницы абсента», «Нищего старика с мальчиком», а героями его работ становились нуждающиеся матери со своими детьми, убогие, нищие.

«Розовый» период Пикассо

С 1904 по 1906 год художник начал создавать более позитивные полотна, для которых была характерна охристо-розовая цветовая гамма, а потому этот период назвали «розовым». На своих картинах Пикассо стал изображать арлекинов, актеров бродячих театров, акробатов: «Акробат и молодой арлекин», «Семейство комедиантов», «Шут», «Девочка с козлом».

А вот прославленная «Девочка на шаре» считается переходной работой между двумя периодами, так как Пикассо сыграл на контрасте голубых и розовых тонов, придав, таким образом, работе одновременно и тяжесть, и легкость.

«Африканский период» в творчестве Пикассо

Эксперты отмечают период с 1907 по 1909 годы как «африканский». В это время живописец создает знаменитый портрет Гертруды Стайн, на котором заметно его увлечение африканскими традициями, магическими масками и пр. Кроме того, было создано шедевральное полотно «Авиньонские девицы», над которым он трудился более года, и вызвавшее настоящий шок у общественности. По мнению искусствоведов, именно оно стало флагманом для нового этапа современной живописи.

Кубизм в работах художника

С 1909 по 1917 годы Пикассо создает картины в кубической манере. Отметим, что «кубический» период живописца условно разделяют на «сезанновский» этап («Три женщины», «Женщина с веером»), для которого характерны размытые геометрические формы охристой, зеленовато-коричневой цветовой гаммы; «аналитический» этап («Портрет Амбруаза Воллара», «Портрет Канвейлера»), который отмечен дроблением изображаемого предмета на мелкие, четко разграниченные составляющие, а общая форма расплывается на полотне; и «синтетический» период («Натюрморт с плетеным стулом», «Скрипка и гитара»), во время которого живописец создавал большое количество натюрмортов с акцентами на различных предметах, которые носили, по большей части, декоративный характер, и отмечены контрастами.

the-guitar-1916

«Неоклассический» период

С 1918 по 1925 годы Пикассо работает над такими полотнами как «Купальщицы», «Детский портрет Поля Пикассо» (сына художника), «Портрет Ольги в кресле» (его супруга с 1918 года). Стоит отметить, что в этот период художника часто критиковали за то, что он изменил свой стиль, отмеченный светлой цветовой гаммой, четкими формами, правильными лицами.

Период сюрреализма

Сюрреалистический период Пикассо (1925 – 1936 гг.) отмечен агрессивными, а порой и болезными полотнами, переносящими зрителя в его мир бессознательного, что связано с проблемами в личной жизни. За это время созданы: «Танец», «Женщина с цветком», «Фигуры на пляже».

woman-with-flower-1932

Последние периоды творчества

Уже с 30-х годов Пикассо обращается в своем творчестве к мифам, однако трактует их в своей манере, для которой характерно изображение разрушительной силы войны. Именно в это время появляется знаменитая монументальная работа «Генрика», датированная 1937 годом.

А вот 1949 год ознаменовался созданием «Голубя мира», которого художник изобразил в честь Всемирного конгресса, прошедшего в Париже. В это время Пикассо увлекается скульптурой и керамикой.
В последние годы своей жизни Пабло Пикассо все чаще пишет портреты женщин, особенно Жаклин Рок – его последней и самой верной спутницы, которая ухаживала за ним, когда он тяжело заболел, ослеп и практически утратил слух.

Непревзойденный мастер ушел из этого мира в 1973 году, 8 апреля, прожив, таким образом, 92 года, за которые он оставил нам изумительное наследие, насчитывающее больше, чем 80 тысяч творений. Похоронен он в Мужене, что во Франции, рядом с собственным замком Вовенарг.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.