Луис де Гонгора является не просто одним из величайших представителей испанской поэзии. С его легкой поэтической руки в барочной лирике зародилось новое направление – культизм, которое позже стали называть по имени своего основоположника «гонгоризмом».
Надо сказать, что сам Гонгора был отнюдь незаурядной личностью, и, будучи рожденным в весьма противоречивую эпоху, совмещал в своей личности, казалось бы, абсолютно антагонистичные начала. Будучи ученым-эрудитом, трудившимся на интеллектуальной ниве, он зачастую вступал в острую литературную полемику и, к тому же, отличался невероятным азартом в карточных играх и очень почитал корриду. Тем не менее, Гонгора – это, прежде всего эстет, которому было свойственно тонкое ощущение красоты мира материальных вещей, отраженное в его творчестве, лейтмотивом которого стала глубоко философская идея эпохи Возрождения, берущая свои корни еще в античных временах, о художнике-демиурге, соперничающим с божественным началом.
Биография поэта Луиса де Гонгоры
Полное имя испанского поэта звучит Луис де Гонгора-и-Арготе, а родился он в 1561 году в Кордове, где и провел большую часть своей жизни. Происходил литератор из старинного, но, тем не менее, обедневшего дворянского рода. Отцом его был коррехидор, то есть, судебный исполнитель, а потому неудивительно, что Гонгора получил юридическое образование в университете Саламанки, где, к тому же изучал еще и теологию.
В 1585 году Гонгора был удостоен сана священника и некоторое время служил в Кордове в кафедральном соборе. К слову, некоторое время он провел при королевском дворе, пытаясь, таким образом добиться прибыльного прихода, однако его попытки не увенчались успехом.
По возвращению в Кордову в 1589 году у Гонгоры возник конфликт с представителями местной церковной власти, обвинявших его в вольнодумстве и несоблюдении канонов. По их мнению, поэт излишне легкомысленно вел себя в храме, и, к тому же, сочинял светские стихотворения. Местный епископ приговорил Гонгору к покаянию в содеянных грехах, однако и после этого поэт не поменял свое поведение и продолжил заниматься творчеством.
На протяжении своей жизни Гонгора предпринимал несколько поездок в Мадрид, где оставался жить на долгое время, дабы все-таки добиться назначения в выгодный церковный приход. Однако стать капелланом ему удалось только в 1617 году, но полученное звание почти не повлияло на скудное материальное положение поэта.
В 1627 году Гонгору постигла серьезная болезнь, и, к тому же, он утратил память, а потому ему пришлось вернуться в Кордову, где поэт и скончался от апоплексии 23 мая.
Кстати, до наших дней дошло очень мало портретов испанского поэта, самый знаменитый из которых написан Веласкесом.
Творческое наследие Луиса де Гонгоры
Литературоведы разделяют два периода в творчестве поэта – так называемый «ясный», продлившийся до 1610 года, и «темный». Что касается первого периода, то для него характерно написание лирических и сатирических стихотворений, как-то: сонетов, романсов пр. К слову, первая публикация стихов Гонгоры вышла в 1580 году, после чего отдельные стихотворения печатались в различных сборниках и списках. Остальные же были опубликованы посмертно («Сочинения в стихах Испанского Гомера» в 1627 году и «Полное собрание стихов» в 1634 году).
А вот во втором периоде автор создавал так называемую «ученую» поэзию, жанр которой назвали культеранизмом или культизмом. В это время Гонгорой написаны: в 1610 году – «Ода на взятие Ларанче», в 1613 – поэма на мифологическую тему «Сказание о Полифеме и Галатее» и венец его творчества – «Поэмы уединения».
Что касается цикла «Поэмы уединения» («Soledades»), написанных в пасторальном жанре, то большинство критиков считают его лучшим произведением автора и вершиной стихотворного искусства всей испанской литературы. Автором задумывалось написание 4-х поэм в этом цикле под названиями «Уединение в поле», «Уединение на берегу», «Уединение в лесу» и «Уединение в пустыне». Однако, автор успел написать только первую поэму и часть второй. А вот жанром этих произведений как раз и стал культизм, который позже и стали называть «гонгоризмом». Отметим, что гонгоризм вызвал острую полемику среди деятелей литературы. Так, среди поклонников поэта был Мигель Сервантес, а вот против такого написания выступали Лопе де Вега и Франсиско Кеведо.
Отметим, что при жизни поэта не было опубликовано практически ни одной его книги, а произведения сохранились только в рукописях. Теперь же лирику, драмы и поэмы поэта считаются не только классикой испанской литературы, но и переведены на языки многих стран.
Кстати, «поколение 27 года» названо именно в честь Луиса де Гонгоры. Дело в том, что его участники в 1927 году собрались на 300-ю годовщину со дня смерти поэта в Севилье, после чего и было организовано это объединение творческих людей.
Простите, а не смущает, что на первой репродукции изображен совершенно другой человек? Быстрый поиск по каталогу картин Веласкеса дает результат: “Мужской портрет, так называемый Барберо дель Папа. 1650, 50,5 смx47 см, холст, масло.