Главная / Испания / Литература / Мигель де Унамуно: «Я думаю чувством, а чувствую мыслью»

Мигель де Унамуно: «Я думаю чувством, а чувствую мыслью»

Творчество испанского писателя Мигеля де Унамуно проникнуто глубоким философствованием. Будучи одним из предводителей «Поколения 1989 года», Унамуно, равно как и другие его предводители, ратовал за то, чтобы отчетливо различать демонстративную Испанию от ее истинных, глубинных традиций, тяготел ко всему иррациональному и новому. Произведения этого баскского писателя отличаются глубокими экзистенциальными рассуждениями, в которых он зачастую задавался вопросом о существовании Бога. Как говорил сам Унамуно: «Бога выдумали, чтобы спасти мир», за что его и называли «верующим атеистом».

Биография Мигеля де Унамуно

Miguel_de_Unamuno_Meurisse_1925

По своему происхождению Унамуно является баском – родился он в Бильбао в 1864 году, 29 сентября. Примечательно, что с детских лет писатель хотел стать священником. Тем не менее, в юности он решил связать свою жизнь с гуманитарными науками.

Так, в 1880 году Унамуно стал студентом Мадридского университета, в котором с успехом закончил факультет философии и гуманитарных наук, при этом в 1884 году защитил докторскую степень. На этом поприще он и продолжил свою деятельность: в 1891 году получил звание профессора, а через десять лет – в 1901 году – был назначен ректором Университета Саламанки, в 1932 году Унамуно становится академиком.

Что касается личной жизни писателя, то его женитьба состоялась в 1891 году, в браке родился сын. К сожалению, писателя постигло большое несчастье – его сын умер от менингита в трехлетнем возрасте (1897 г.). Смерть ребенка вызвала сильнейшее потрясение и глубокий религиозный кризис, отразившийся и в творчестве Унамуно. В своих произведениях он стал обращаться к размышлениям о жизни и смерти, при этом выработал свою философскую концепцию, предвосхитившую появление таких направлений как экзистенциализм и персонализм.

Стоит отметить, что еще с юношеских лет Унамуно отличался активной социальной позицией, а потому вполне закономерно, что он был рьяным противником диктаторского режима Примо де Ривьеры, за что его и отправили в ссылку на Канарские острова в 1924 году. Отсюда писатель добровольно перебрался во Францию, где провел 6 лет. На Родину Унамуно вернулся в 1930 году. К этому моменту в Испании установилась республика, а Унамуно был наделен депутатскими полномочиями от Кортесов. При этом писатель был противником республики, часто выступая против таковой, так как считал, что она не способна в полной мере объединить нацию. В 1936 году, в октябре, выступили с решительной речью против франкистского мятежа. За это его лишили поста ректора и фактически заключили под домашний арест.

Умер Унамуно в 1936 году, 31 декабря, в Саламанке.

Творческое наследие Унамуно

Miguel-de-Unamuno

Еще в ранних произведениях писателя можно усмотреть влияние таких иррационалистов, как Ницше и Кьеркегор. В понимании Унамуно, все, что было рациональным,  перечило жизни, а вот настоящие ценности были, скорее, иррациональными. В таком духе была создана его работа «Жизнь Дон Кихота и Санчо» (1905 г.). В этом произведении Унамуно примерил на себя роль самого Дон Кихота, который в его толковании стал воплощением противостояния веры с логикой и разумом.

В данной работе кристаллизовался «антилогизм» писателя. Так, рассудительному Санчо не дано понять, что с рациональной, а потому бездушной, махиной цивилизации стоит бороться так, как хитроумный идальго боролся с ветряными мельницами. В интерпретации Унамуно, Дон Кихот – это иррациональный безумец, который своим стремлением к справедливости способен спасти мир, причем игнорируя установленные законы и правила.

В 1913 году в свет вышло произведение «Трагическое чувство у людей и народов», в котором писатель взял на себя роль морального философа. В этом труде писатель рассуждает над борьбой человека с собственной природой, проводя параллели с жизнью Иисуса Христа.

Стоит заметить, что на творчество Унамуно в значительной степени повлияли произведения Л.Н. Толстого и Б.Паскаля (французский религиозный философ, математик и физик). Так, лейтмотивом трудов Унамуно становится духовная жизнь каждого отдельно взятого человека, заключающаяся в стремлении к бессмертию, противоборствующем уверенности том, что все существующее имеет конец. Так, Унамуно становиться автором литературно-философского понятия «агонии», заключающегося в особенном трагичном восприятии жизни, причиной которого являются непримиримые противоборства веры и разума. В таком духе были созданы произведения «Абель Санчес» — 1917 г., «Тетя Тула» — 1921 г.,  «Агония христианства» — 1924 г.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.