Главная / Испания / Литература / Удивительный и странный творческий дуэт Федерико Гарсиа Лорки и Сальвадора Дали

Удивительный и странный творческий дуэт Федерико Гарсиа Лорки и Сальвадора Дали

Федерико Гарсиа Лорка по праву считается одной из самых ярких и весомых фигур в культуре Испании 20 века. Лорка оставил поистине уникальное культурное наследие, охватывающее и сферу поэзии, и драматургии, а также был талантливым музыкантом и добился значительных успехов в графической живописи. Незаурядная личность Лорки позволила ему стать лидером и главным вдохновителем группы «Поколения 27 года», которое впоследствии так и стали называть «поколением Лорки-Гильена» (по имени еще одного идеолога – испанского поэта Хорхе Гильена) или «поколением диктатуры».

За свою творческую карьеру одаренный поэт создал множество уникальных произведений, ломающих установленные догматы, как в литературе, так и в драматургии. Но, пожалуй, самым лучшим периодом его творчества  можно считать годы дружбы с непревзойденным гением Сальвадором Дали. Их тесная и несколько непонятная дружба стала настоящим вдохновением для Федерико Гарсиа Лорки, а в творчестве Дали этот период принято называть «годами Лорки».

Знакомство двух гениев

В 1919 году Лорка переезжает в Мадрид, чтобы продолжить обучение в столичном университете на литературном отделении, где и знакомиться со своими последователями и участниками группы «Поколения 27». Публичное прочтение своих стихотворений приносит ему небывалую популярность у поклонников его таланта, среди которых оказались и Луис Бунюэль, впоследствии ставший «отцом сюрреализма» в киноискусстве, и молодым художником Сальвадором Дали, обучавшемся в то время в Специальной школе изящных искусств в Мадриде.

Знакомство с Лоркой сильно повлияло на молодого гения, рисующего картины в кубистском стиле. Дали был по-настоящему заворожен магнетизмом, который исходил от мятежного поэта, а его яркие, порой безрассудные, стихотворения оставили неизгладимое впечатление. Позже в своей книге «Тайная жизнь, написанная им самим», Дали назовет поэта «лучшим другом моей сумасшедшей юности».

Лорка и Дали встретились в тот удивительный момент для каждого молодого человека, когда он только начинает познавать мир, а потому чувствует свое всевластие. Основой их дружбы стало становление таланта и личности каждого, их души были переполнены сумасшедшей энергией юности, крайностями, непреодолимой тяги к терзаниям. Молодые люди кичились друг перед другом своими талантами, и обоим казалось, что тайны мироздания известны только им.

С самого начала Лорка был абсолютным лидером в творческом союзе, под его влиянием находилось большинство участников группы «Поколения 27». Однако, Дали, будучи весьма застенчивым, чтобы оградить свое сверхчувствительное «Я» от воздействия мощного магнетизма Лорки, старался обособиться от будущего друга. Возможно, именно эта отчужденность и попытки преодолеть природную застенчивость привели к тому, что Лорка стал уделять практически все свое внимание юному художнику.

Однако, во внимании Лорки заключалась не только дружба: поэту была свойственна тяга к мужчинам в личной жизни, но Дали, которому на тот момент исполнилось 17 лет, попросту не смог увидеть любовные порывы Лорки.

43931812

Любовь мятежного поэта и одиозного художника

1922 год ознаменовался новым периодом в отношениях Лорки и Дали. После выставки своих работ в Барселоне, имевшей грандиозный успех, Дали решил, что продолжать обучение в академии не имеет смысла, а потому направился сначала во Фигерас, свой родной город, а затем обосновался в рыбацком селении Кадакас. К этому моменту дружба двух гениев стала настолько тесной, что в свое путешествие Дали пригласил и своего друга.

Этот период Лорка будет считать своим идеальным воспоминанием о Каталонии, о чем напишет впоследствии. Лорка будет настолько влюблен в Дали, что это чувство станет вдохновением для создания лучших произведений поэта. В годы проживания в Каркадесе творческий тандем развернется в полную силу. Так, Лорка напишет пьесу «Марианна Пинеда» — свое единственное историческое произведение, а Дали создаст декорации к постановке, имевшей грандиозный успех. В свою очередь, Дали сделает Лорку своей главной моделью для полотен. Если до этого художник писал свою сестру Анну Марию, то в течение нескольких лет он создаст множество портретов своего друга, а затем будет обращаться к образу Лорки в других работах.

Тем не менее, и Лорка, и Дали были не удовлетворены развитием своих отношений. Все дело в том, что Дали испытывал лишь платоническую любовь к другу, и очень тяготился накалом страстей, вызванных весьма прозаическим влечением Лорки.  Осознав, что их отношения зашли в тупик, а творческие стремления и взгляды на будущее кардинально различны, Дали принял непростое решение о разрыве. Окончательной точкой для данного решения стала опубликованная поэтом в 1926 году «Ода к Сальвадору Дали» и его попытка соблазнить художника. После этого Дали переехал в Париж, чтобы оградить себя от старомодного, по его мнению, воздействия друга, и начал самостоятельно двигаться к намеченным целям. В 1928 году Дали написал своему другу весьма оскорбительное письмо, которое стало финальной точкой в отношениях с Лоркой.

image2

Поэт будет очень тяжело переживать свой разрыв с Дали и напишет ему множество писем, наполненных страданиями, раскаяньем и трепетной любовью. Их многолетняя переписка, порой обрывающаяся на полуслове, станет незыблемым свидетельством неразрывной связи двух удивительных личностей.

Дали будет крайне потрясен гибелью от расстрела своего друга в 1936 году. Со временем, негодования Дали по поводу образа жизни друга утихнут, их заменят теплые воспоминания о магнетической и порочной, но в то же время, чистой и лучезарной красоте Лорки. Позже Дали напишет, что в уединении вдохновением для его кисти становится «… голос, хриплый и сладостно задыхающийся, — голос Лорки, который возглашает мне: Ole!».

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.