Главная / Испания / Киноискусство / История испанского кино: как заговорили картинки

История испанского кино: как заговорили картинки

На сегодняшний день в испанском кинопрокате только каждый 5-й фильм испанского происхождения. Очень мало, — скажете вы и будете абсолютно правы. А ведь на самом деле, как много мы знаем об испанском кино? Так, актеры: Антонио Бандерас, Хавьер Бардем, Пенелопа Круз.… Но они нам знакомы по американским фильмам. Теперь режиссеры, с ними еще сложнее. С уверенностью можно назвать Педро Альмодовара, безусловно, гения. Еще кого-то вспомнили? А фильмы испанского производства можете перечислить? Сложно, правда? Но это субъективная картина, на самом деле, испанский кинематограф полон шедевров и открытий. Нужно только проявить немного интереса. Усаживайтесь удобнее, начинается сеанс немого кино.

4-

Начало испанского кинематографа

Кино в Испанию пришло в конце 19 века. Первый фильм был показан в 5 мая 1895 года, это было творение братьев Люмьер. В это же время начинают создаваться и первые испанские кинопробы. Это были немые короткометражки, которые олицетворяли, по сути, документальное видео. А вот о первой режиссерской работе можно говорить с появлением фильма «Ссора в кафе» (Фруктуос Хелаберг, 1897 г.) Этот режиссер из Барселоны впервые в Испании снял фильм по сценарию. «Ссора в кафе» показывает компанию молодых людей, которые отдыхают в летний день в кафе. Начинается ссора, завязывается драка, но все мирятся и жмут друг другу руки. Такой вот первый испанский боевик. Несомненно, с испанской экспрессией и срастью!

Эра немого кино

В 1914 году Барселона привлекала всех испанцев, которым не чужд был мир кино. В то время особым спросом пользовались высокопатриотические фильмы, которые не теряли актуальности вплоть до 60-х годов. Это были так званные эспаньолады. Чтобы понять, о чем именно идет речь, можно посмотреть фильм «Арагонское благородство» (Nobleza baturra, 1925). Снимали мелодрамы, биографии, фильмы по сюжетам театральных пьес. Богемная жизнь била ключом!

nobleza-baturra-img-133712

Мадрид в 1928 году открыл двери новым кинолюбителям, создав первый киноклуб. В то время именно в Мадриде уже вовсю снимали испанские фильмы. Этот год подарил Испании и первое звуковое кино — «Тайна Пуэрты дель Соль». Это был фильм о кино, о стремлении человека к любви и славе. Одновременно с этим, кино веселое и интересное. В следующем году Испания заявила о себе как о кинематографической стране во Франции, показав в Париже фильм «Проклятая деревня».  Фильм рассказывает о засухе, которая заставила жителей деревни переселиться в город. Критики и сейчас называют этот фильм шедевром немого кино Испании.

Не мог не принять участие в создании испанских фильмов Сальвадор Дали. Его заботливая Гала не уставала трудиться и искать новое применение таланта своего мужа, чтобы Сальвадор всегда был в тренде и не пропадал с виду требовательной публики. Луис Буньюэль и Сальвадор Дали сняли фильм «Андалузский пес», который стал воплощением авангарда в кино. 16-минутная немая подборка сцен, никак не связанных друг с другом, вот что такое «Андалузский пес». Режиссеры преследовали идею исключить из фильма любое рациональное начало, позволив психоаналитикам анализировать символы на свой лад. Все в духе Дали, здесь и удивляться нечего! Но фильм стоит того, чтобы его увидеть.

Упадок и новое рождение

Иностранные звуковые фильмы пришли в Испанию в 1931 году. Испанское кино не смогло с ними соперничать и уступило лидерские позиции. Ситуация так усугубилась, что в 1931 году в Испании был снят только один фильм. Но это не сломило талантливых людей. К началу 1932 года была основана Испанская компания по производству фильмов. Уже в первый год своего существования компания выпустила 6 фильмов, и это количество не переставало расти из года в год.

С этой компанией начал сотрудничать Луис Буньюэль, режиссер, которому был близок сюрреализм Дали. Испанская компания по производству фильмов в 1932 году выпустила его фильм «Земля без хлеба». Это была документальная работа, призванная показать общественности бедственное положение области Лас-Урдес, находящейся на юге страны. Замечательная документальная съемка под аккомпанемент четвертой симфонии Брамса сопровождается комментариями самого режиссера. Весь фильм проникнут мрачным настроением, царит безысходность и безнадежность.

p_F

Но пришел 1936 год. Политика начала использовать кино как инструмент влияния на людей. Начался длительный период передела Европы и становления новой Испании. Кино не переставало расти и развиваться, но это уже совсем другое кино, о котором следует сделать отдельный рассказ.

За 87-ю ежегодную премию «Оскар» за лучший иностранный фильм хотел побороться  испанский режиссер Давид Труэб с работой «Легко живется с закрытыми глазами».  Этот фильм в прошлом году удостоился почетной награды кинематографической Испании, премии «Гойя». К сожалению, фильм не прошел конкурсный отбор и не попал в список номинантов. Это говорит о том, что у испанского кинематографа было не только выдающееся прошлое. Этих талантливых режиссеров, актеров, сценаристов и прочих волшебников съемочной площадки ждет блистательное будущее. У них для этого есть все предпосылки. А мы с нетерпением будем ждать от них шедевров!

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.