Новое кино как явление культурной жизни Испании заговорило о себе в конце ХХ века. В 60-х гг сменился руководитель Главного Управления Кино. Это повлекло за собой позитивные изменения: увеличились государственные дотации, начала свою работу Государственная школа кино. С ее стен вышли титаны современного испанского кинематографа, такие как Марио Камус, Мигель Пикасо, Франсиско Регейро и другие. К концу 60-х гг. начинают работу кинофестивали в Испании. В 1967 году по ковровой дорожке кинофестиваля в Сиджесе (сейчас называется Международный кинофестиваль Каталонии) впервые прошли звезды испанского кино. Конец политической диктатуры Франко повлек за собой отмену цензуры и открыл новые горизонты для киноискусства. Различные жанры открыли в себе второе дыхание. В 1987 году впервые вручалась испанская кинопремия «Гойя», которая была основана в противовес американскому «Оскару».
Так закончился для испанского кино ХХ век. Такие позитивные изменения не остались бесследными, они повлекли за собой подъем индустрии с начала 2000-х гг. Мировое киноискусство услышало новое звучание испанских фильмов. И этот процесс расцвета и роста еще не окончен.
На протяжении всего этого времени кинокритики не перестают петь оды Педро Альмодовару. Здесь не получится преувеличить его значения, так как Альмодовар вот уже более 30 лет ассоциируется в мире с испанским кино. Его жизнь поистине удивительна и интересна. Будучи еще совсем юношей, Педро уезжает от родителей в Мадрид. Не гнушается любой работы, а со временем ему удалось осесть в телевизионной компании. Одиозный режиссер снял свой первый фильм в 1980 году. Это была картина «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». И она имела грандиозный успех. С тех пор ему сопутствовала удача. И, не смотря на то, что отношения режиссера с киноакадемией Испании в последнее время довольно натянутые, во всем мире он заслужено считается гением кино, новым Луи Бунюэлем.
В 2011 году Альмодовар снял фильм «Кожа, в которой я живу». Для главной роли пригласил еще одного всемирно известного испанца – Антонио Бандераса. Фильм об ученом, который в своем особняке проводит опыты над свойствами человеческой кожи. Герой Бандероса оборудовал современную лабораторию, только опыты проводит не на мышах, а на девушке Вере. Вера тоже герой с характером, она маниакально одержима своим злым гением. Этот фильм открыл новую страницу об Альмодоваре как о режиссере ужасов. И в то же время, фильм «Кожа, в которой я живу» очень трепетный и лиричный. В фильмах этого режиссера не найти банальных персонажей. Все его герои – это люди одержимые, изгои, оставшиеся не понятыми обществом. Но в этот фильме Альмодовар как никогда ранее удачно соединил жанр ужаса для массового зрителя со своими фирменными приемами артхауса в кино.
«Кожа, в которой я живу» участвовал в Канском кинофестивале, номинировался на многие европейские премии и получил 4 премии «Гойя» в своей стране.
Главный герой этого фильма, Антонио Бандерас, тоже очень известная личность за пределами Испании. Но у него более стабильная репутация, чем у Альмодовара. Первую свою актерскую роль Антонио сыграл в 1982 году у того же Альмодовара. С тех пор они неразлучны как творческий дуэт.
Еще в 2002 году, гуру кинопроизводства, Вуди Ален, посмотрев фильм Альмодовара «Поговори с ней», заявил, что испанское кино ждет большое будущее. Которое неразрывно связано с творчеством одиозного режиссера. И Вуди был 100%-но прав. За эти 12 лет Испания взрастила много талантливых актеров и режиссеров. И многих из них открыл именно Альмодовар.
В последнее время, мировые награды за режиссуру увозит в Испанию не только Альмодовар. Альберто Мораис (фильм «Волны») и Алекс де ла Иглесиа (фильм «Печальная баллада для трубы») хорошо известны в Европе и России как талантливые режиссеры и сценаристы.
Среди актеров следует отметить не только титанов киноиндустрии, таких как Антонио Бандерас, Пенелопа Круз и Хавьер Бардем. Много молодых и талантливых актеров уверенно наступают им на пятки.
Предлагаем вашему вниманию список из 10 главных испанских фильмов 21 века, которые говорят о небывалом подъеме и творческом всплеске испанского кино.
- «Другие» (2001 г., реж. Алехандро Аменабар)
- «Поговори с ней» (2002 г., реж. Педро Альмодовар)
- «Море внутри» (2004 г., реж. Алехандро Аменабар)
- «Лабиринт Фавна» (2006 г., реж. Гильермо дель Торо)
- «Возвращение» (2006 г., реж. Педро Альмодовар)
- «Че» (2008 г., реж. Стивен Содерберг)
- «Вики Кристина Барселона» (2008 г., реж. Вуди Аллен)
- «Разомкнутые объятия» (2009 г., реж. Педро Альмодовар)
- «Молоко скорби» (2009 г., реж. Клаудиа Льоса)
- «Бьютифул» (2010 г., реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту)
На этом списке не заканчиваются достижения испанского кино. Им есть еще, чем удивить, порадовать и встревожить своего зрителя.