Главная / Испания / Живопись / Антони Тапиес – лидер современного абстракционизма Каталонии

Антони Тапиес – лидер современного абстракционизма Каталонии

Каталонского художника Антони Тапиеса считают одним из лидеров мирового абстракционизма второй половины 20-го столетия, а сами испанцы гордятся его работами так же, как и гениальными работами Пабло Пикассо и Жоана Миро. Полотна Тапиеса не раз удостаивались многочисленных премий в области изобразительного искусства, среди которых стоит отметить Премию Рубенса, полученную художником в 1972 году, Императорскую премию Японии – в 1990 году и Премию Веласкеса – в 2003-ем.

Кроме того, в родном городе художника – Барселоне – по его инициативе в 1990 году был открыт Фонд Антони Тапиеса, созданный для изучения и исследований в области современного искусства и дальнейшего его развития, который ежегодно посещается тысячами почитателей изобразительного искусства и простыми путешественниками.

maxresdefault

Биография Тапиеса

Родился Антони Тапиес в 1923 году, в Барселоне. Надо отметить, что его детство пришлось на годы гражданской войны и строгих моральных устоев, продиктованных католической церковью, что в купе с затяжным детским заболеванием сильно повлияло на становление его личности.

Что касается образования, то его отец, будучи юристом, настоял на том, чтобы юноша поступил на юридический факультет, однако, в 1946 году Тапиес решил бросить обучение и посвятить свою жизнь живописи.  В 1948 году состоялось судьбоносное знакомство Тапиеса с Жоаном Миро, а тремя годами позже, в 1951-ом, во время посещения Парижа, и с самим Пикассо.

Надо отметить, что какого-либо профессионального образования в области живописи каталонец так и не получил. По большому счету, Тапиес так и остался «художником-самоучкой» до конца своих дней. А вот развивался его талант под влиянием таких выдающихся авангардистов начала 20-го столетия, как Макс Эрнст, тот же Миро и Пауль Клее.

По мере становления своего таланта Тапиес все реже обращался к сюрреализму, и уже в 50-х годах стал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. Так каталонец выработал свой собственный стиль, названный «материальным искусством», который, в определенной степени, был схож с появившимся в то время в Италии направлением «бедного искусства». Однако, в отличии от Art Povera Тапиес не был заинтересован в использовании лишь «отходов цивилизации», как то было продиктовано этим направлением. Для художника гораздо больший интерес представляли преобразующие качества материи и разнообразие текстур: для создания своих масштабных работ он зачастую пользовался щебнем, камнями, валунами, песком, да и попросту землей, чтобы придать им прочность.

50-60 годы ознаменовались рядом персональных выставок Антони Тапиеса, первая из которых состоялась в 1950 году в родном городе художника, а в 1953-ем – в Нью-Йорке, после которых последовали выставки в ряде городов Европы, США, Южной Америки и Японии.

В более позднем периоде своего творчества каталонец попадает под влияние новомодного поп-арта и начинает работать с мебелью, одеждой и прочими предметами быта. В 2010 году свет увидела его знаменитая работа – огромный носок с прорехой на пятке. С этого момента его творчество начинают ассоциировать с нео-поп-артом и, в некоторой степени, даже с китчем.

В конец 60-х годов Тапиес занялся теорией современного искусства и занимается написанием книг в данной области.

Умер Антони Тапиес в возрасте 88 лет в Барселоне (2012 г., 6 февраля).

Fragments

Периоды творчества Тапиеса

На начальном этапе своего творчества, которое пришлось на 40-е годы, Тапиес рисовал портреты, а перед тем, как полностью проникнуться сюрреализмом, увлекался полотнами Ван Гога. В 1947 году состоялось знакомство художника с Хуаном Бросса, каталонским поэтом, благодаря которому он и вошел «художественный бомонд» Барселоны. С 1948 года начинает издаваться сюрреалистический журнал «Семигранный кубик» («Dau al set»), в создании которого, наряду с другими художниками, писателями и поэтами, работает и Тапиес. Будучи самоучкой, в своих работах он ориентируется на творения абстракционистов того времени, в особенности, на Жоана Миро. По его влиянием, к примеру, в 1949 году была написана картина «Сады в Батаффе».

С начала 50-х Тапиес начинает разрабатывать свой стиль «материального искусства». Дело в том, что в 1950 году приезжает в Париж, где остается на год. Здесь он знакомится с «Материальными картинами» таких художников, как Жан Фотриэр и Жан Дюбюффе. С этого момента каталонец начинает экспериментировать, создавая свои полотна, нанося при этом на них несколько слоев краски, а затем выцарапывая на них образы. Экспериментирует он и с самими красками, добавляя в них цемент и песок, все чаще в его работах появляются такие материалы, как картон, дерево и бумага. В такой смешанной технике были созданы работы, вошедшие в серию «Настенные картины», датированную серединой 50-х годов, и «Большая серая картина» — 1955 год.

В 60-е годы Тапиес всерьез увлекся восточной философией, что, возможно, повлияло на его творчество. В этот период он обращается к экспрессионизму, а свои работы он начинает создавать из двух отдельных прямоугольных картин, напоминающих окна или двери, при этом он продолжает экспериментировать с фактурой, добавляя песок, известь и даже строительный раствор. Так появляются картины «Все красное» в 1961-ом и «Черное с двумя ромбами» в 1963-ем.

А вот со второй половины 60-х Тапиес начинает работать в духе поп-арта, а на его полотнах появляются, казалось бы, обычные бытовые предметы: тривиальные чашка, носок или платок. В этот период были созданы : «Крест, чашки и ухо», датированная 1966 годом, «Четыре чашки» — 1967 год, «Коричневый цвет и чулки» — 1970 год.

С 80-х Тапиес начинает также работать с керамикой, свои скульптуры он создает из шамота, который обжигает при высоких температурах. К слову, в позднем периоде каталонец возвратился к сдержанности и даже некоторой архаичности, присущей ему в ранние годы творчества.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.