Главная / Испания / Литература / Федерико Гарсиа Лорка – «певец недоброй смерти»

Федерико Гарсиа Лорка – «певец недоброй смерти»

Федерико Гарсиа Лорка – это, пожалуй, человек-эпоха в испанской литературе. Талантливый поэт, замечательный драматург, кроме того, музыкант и искусный художник график, оставил по себе многогранное наследие в культуре не только Испании, но и всего мира. Будучи лидером группы «Поколения 27 года», стал вдохновителем для Сальвадора Дали, Рафаэля Альберти и Луиса Бунюэля.

Юные годы Лорки

Родился Лорка в городке под названием Фуэнте-Вакерос, расположенном поблизости с Гранадой, 5 июня 1898 года. Несмотря на то, что главой семьи был простой земледелец, мальчик смог получить музыкальное образование и пробовал свои силы в живописи. В подростковом возрасте Лорка увлекся написанием стихов, которые весьма экспрессивно декламировал в ресторанчиках родного города. Затем поэт поступил на юридический факультет университета Гранады. В 1918 году Федерико удалось посетить Кастилию. Молодой человек настолько вдохновился этой поездкой, что опубликовал на личные средства книгу, написанную в прозе. Осознав, чем он хочет заниматься в будущем, в 1919 году Лорка перевелся в Мадридский университет, где продолжил обучение на литературном отделении. Именно здесь поэт стал популярен среди студентов и творческой публики благодаря чтению своих стихотворений, которые регулярно устраивал. Здесь же и сформировалась под его лидерством группа «Поколение 27», представители которой тяготели к острой социальной поэзии, напоминавшей агитационную листовку, в которую пытались привнести тенденции авангарда, получившего распространение в Европе. Будучи приверженцами Республики в гражданской войне, многим членам этой группы пришлось эмигрировать в другие страны, а некоторым так и не удалось вернуться на Родину.

Lorca_(1914)

Ранний период творчества Лорки

1921 год ознаменовался первой публикацией Федерико Гарсии Лорки – сборником под названием «Книга стихов». В ранней поэзии Лорки ощущается воздействие Дарио и Хименеса, однако стихотворения Лорки отличаются дивной музыкальностью, в них явно звучат нотки народного творчества.

А в 1927 году в свет вышел его второй сборник под названием «Песни», отличавшийся драматическим характером, присущем для народных песен Андалусии. Именно в эти годы Лорка не просто воодушевленно занимался древним cante jondo («глубокое пение»), но и был одним из организаторов фестивалей андалузского искусства. В этом же году состоялась первая выставка картин Лорки, прошедшая в Барселоне.

В 1929 году Лорка начал свою театральную карьеру, став лидером труппы «Балаган». Представители труппы тяготели к постановке классических драматургических произведений испанских авторов, так как избрали своей целью возрождение интереса именно к классике. «Балаган» разъезжал по селам, где давал представления по произведениям Сервантеса, Лопе де Веги и Кальдерона. Самой удачной постановкой, принесшей труппе настоящий успех, стала «Марианна Пинеда», повествующая о девушке – народной героине Гранады, которая подпольно боролась с тираном Фердинандом VII. Эта драма в стихах о мучительной смерти отважной девушки стала единственным историческим произведением Лорки. Стоит отметить, что декорации для этой постановки сделал Сальвадор Дали, с которым Лорку связывали тесные, хотя и странные, дружеские отношения.

Сборник, прославивший Лорку

В 1928 году в свет вышел стихотворный сборник «Цыганский романсеро», который, по сути, стал переломным в творческой карьере Лорки и принес ему ошеломительную славу, как в Испании, так и во всем мире. Немногим позже, в 1931 году, была опубликована «Поэма о жалобной песне». Эти два литературных труда в полной мере раскрыли уникальный талант поэта, в них выкристаллизовался его характер и восприятие мира, отличавшиеся высокой эмоциональностью и глубоким фатализмом.  Именно после публикаций этих произведений Лорку стали называть «цыганским поэтом»

В этот же период Лорка переехал в Нью-Йорк, где приступил к изучению английского языка в университете Колумбии. Этот период ознаменовался сотрудничеством поэта с профессиональными и любительскими театральными труппами. Под впечатлением от театрального искусства Лорка создал сборник «Поэт в Нью-Йорке», который, к сожалению, был опубликован уже после гибели Лорки, а именно в 1940 году.

Театр в творчестве Лорки

Поэт был настолько вдохновлен театром, что по возвращении в 1931 году в Испании, создал свою труппу. Стоит отметить, что из него вышел весьма талантливый драматург. Так, очень успешными оказались пьесы-фарсы «Волшебная башмачница» и «Любовь дона Перлимплина», поставленные в Буэнос-Айресе.

Пожалуй, самой известной стала пьеса «Кровавая свадьба», считающаяся классикой драматургии и в наше время. Произведение основано на реальных событиях, которые Лорка взял из газетной заметки.

Стоит отметить также «Дом Бернарды Альбы» — трагедию, которую автору не удалось поставить при жизни, но которая считается его лучшим драматургическим произведением. Сам же Лорка считал своими лучшими работами «Аудиторию» и «Когда пройдет пять лет». По его мнению, они стали воплощением сюрреализма в драматургии, сломав, таким образом, все театральные каноны.

Последним творением Лорки стал «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» (1935), которое автор посвятил погибшему близкому другу, известному тореадору.

x_f094ed82

Гибель поэта

К сожалению, жизнь литературного гения оборвалась трагически. Несмотря на то, что Лорка не был членом какой-либо политической партии, его причислили к рядам «левых». 18 августа 1936 года состоялся арест поэта, а 19 августа Лорка был расстрелян франкистами в овраге Виснар (предгорье Сьерра-Невада). Место захоронения великого поэта неизвестно до сих пор, по одной из версий, ему удалось избежать расстрела, и он эмигрировал. Стоить отметить, что Лорка удивительным образом предсказал свою гибель и неизвестность места, где будет похоронен. Мрачное предсказание можно прочесть в его произведении «История и круговорот трех друзей».

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.