Главная / Испания / Музыка / Этнические танцы испанского народа
фламенко

Этнические танцы испанского народа

При разговоре о традиционных танцах испанского народа сразу же вспоминается фламенко, и, надо сказать, это вполне объяснимо. Этот танец зажигательный танец прославил испанскую культуру по всему миру, а настоящие танцоры фламенко, пожалуй, могут быть родом только из Испании. Однако, фламенко – это отнюдь не единственный испанский этнический танец. В Испании существует множество других, не менее экспрессивных, да еще и имеющих глубокий сакральный смысл и вековую историю, традиционных танцев, причем, равно как и архитектура, кухня и диалекты, разнящиеся по принадлежности к тому или иному региону. Давайте поближе познакомимся с некоторыми аутентичными танцами этого удивительного пассионарного народа.

Арагон, Валенсия и «хота»

Жители Арагона и Валенсии традиционно танцуют так называемую «хоту» (исп. La jota), впрочем, в других провинциях она не мене популярна. Достоверно неизвестно, как и когда именно появилась хота, однако первые документальные упоминания о танце датированы 17-м столетием. Отличительной особенностью хоты является исполнение танца с высоко поднятыми руками, причем непременным атрибутом являются кастаньеты.

Хота не танцуется в парах, причем мужская и женская партия почти тождественны, а потому этот танец можно исполнять любым составом.  Что касается самого исполнения, то акцент танцевальных фигур чередуется с носка на пятку, периодически танцор переступает на цыпочки и в начале хоты делает небольшие прыжки. С развитием танца амплитуда прыжков становится выше и замысловатее. Исполняют хоту в темпе ¾, причем делают это под аккомпанемент гитары, лютни или традиционной испанской бандуррии, чем-то напоминающей мандолину, а игру на инструментах сопровождает громкое пение самих музыкантов.

Jota_aragonesa

Галисия и «муньейра»

Отличительной особенностью «муньейры» (исп. La muneira) является сопровождение танца игрой на волынках, вызывая моментальные ассоциации с Шотландией, и, надо сказать, не зря. Дело в том, что еще испокон веков на этих территориях проживали кельты, причем даже во времена римского господства на Пиренейском полуострове этот народ не утратил свою аутентичную культуру. Поэтому принято считать, что муньейра имеет кельтские корни, однако документальное подтверждение существования данного танца датировано лишь 16-м столетием.

Доказательством кельтского происхождения этого танца можно считать так называемый «атуручо» (исп. aturuxo) – выкрик, отличающийся особой громкостью, резкостью и протяжностью. По предположению историков, данный громкий выкрик был боевым кличем, который использовали иберокельты, шедшие в атаку. Теперь же атуручо окружающие поддерживают исполнителей муньейры.

А вот что касается названия танца, то принято считать, его авторство принадлежит крестьянам-мукомолам Галисии, которые развлекали себя танцами возле мельниц, ожидая, когда закончится перемол муки. На галисийском диалекте «мельница» произносится как «муиньос» («muinos»), а вот работниц именовали муньейрами.

Как правило, исполнители муньейры располагаются друг напротив дружки, но если же число желающих потанцевать становиться больше шести человек, то танцоры образуют круг. По большому счету, муньейра по своему исполнению подобна хоте – танцоры также поднимают руки вверх и слегка подпрыгивают. К слову, помимо Галисии, этот танец любят также жители Астурии и Кастилии и Леона.

Кроме, собственно, волынки, муньейре аккомпанируют бубны, барабаны больших и малых размеров, а также черраско – своеобразный инструмент, который представляет собой бубен с колокольчиками, прикрепленный к палке, причем звук извлекают путем битья этой палицы об землю. Музыкальный темп муньейры – 6/8.

Каталония и «сардана»

 

Жители Каталонии традиционно танцуют «сардану» (исп. La sardana), причем, стоит заметить, выучить этот танец проще, чем другие. Так, танцоры образуют круг и берутся за руки, затем подымают их высоко вверх, при этом постепенно передвигаясь по образованному кругу. Танцевальный ритм сарданы – 6/8. К слову, особой хитростью танцевальные движения не отличаются, а потому сардану с радостью танцует множество людей прямо на улицах и площадях во время праздников и подобных мероприятий. В данном «уличном» варианте исполнители мягко пружинят на цыпочках, время от времени переступая на носок. Продолжительность танца, в среднем, составляет 2 минуты и насчитывает 96 движений. Поэтому она получила название «короткой сарданы» (исп. sardanacurta). Что любопытно, вопреки досужему мнению о «горячности» испанцев, во время исполнения сарданы лица танцоров особой экспрессивностью не отличаются.

А популярной сардана стала в 16 столетии, хотя есть предположение, что «возраст» этого танца составляет около 2000 лет, а корнями он уходит еще в Древнюю Грецию, причем носит он ритуальных характер, и посвящался он Богу Солнца. А ведь и правда, по своему исполнению сардана напоминает греческий танец сиртаки.

Если же не копаться в истории происхождения танца, то его исполнение можно считать своеобразным проявлением единства, национального каталонского духа. Не зря же при режиме Франко сардана была запрещена.

К слову, аккомпанирует этому танцу специальный оркестр, называемый «кобла», являющийся традиционным для Каталонии. Состоит он из четырех характерных для каталонских земель инструментов: трех духовых – тенора, флабиола и тибле – и одного ударного – тамборила, напоминающего бубен.

Любопытный факт: сардану включили в правительственный Каталог каталонского праздничного наследия, причем этому танцу художники посвящают свои полотна, а скульпторы – памятники.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.