Испанцы очень почитают Доменика Теотокопули, а именно так по-настоящему зовут одаренного живописца Эль Греко, ведь в своих полотнах он отобразил истинную красоту Испании, которая стала для него второй родиной, и ее жителей. Именно в Испании он прожил большую часть своей жизни, и именно с этой страной развился его блистательный талант, сформировавшийся еще в Италии. Всему миру Доменико известен под прозвищем Эль Греко – своеобразным смешением итальянского и испанского языка: Иль Греко по-итальянски и Эль Гриего по-испански. Сам же уроженец Крита подписывал свои полотна настоящим именем, но греческими буквами, а иногда прибавлял к подписи претенциозное «Kre», что означает «Критянин»
Биография и периоды творчества Эль Греко
К сожалению, какие-либо записи о том, где и когда родился талантливый живописец, до наших дней не дошли. По предположениям, родился Доменико на Крите близ Кандии (столицы острова, нынешний Ирак-лион) в 1541 году. Причем это утверждение построено на словах самого художника, который в 1582 году заявил о том, что является уроженцем Крита, а вот в 1606 году сообщил, что отметил свое 65-летие.
Сведения о первых 25 годах биографии Доменико Теотокопули крайне скудны. Известно только, что его отец являлся сборщиком податей, потому, вполне вероятно, что Эль Греко мог получить соответствующее приличное образование.
Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». Известно, что изначально художник создавал традиционные для поздневизантийской иконописи произведения, работая в Кандии. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Вероятно, что здесь Греко стал учеником великого Тициана и испытал на себе влияние творчества Тинторетто. Затем переехал в Рим, где в полной мере проникся гуманистическим управлением кардинала Алессандро Фарнезе, сильно впечатлился работами Микеланджело и, в общем, значительно расширил свой кругозор. А вот в 1577 году живописец переехал в Испании, где и остался работать до конца своей жизни.
Что касается периодов творчества Доминико, то эксперты выделяют следующие:
- Итальянский период Эль Греко, во время которого художник, пребывая в Венеции и Риме, обучился писать маслом, передавать пространство и перспективу, использовал широкие мазки и характерную для венецианской живописи цветопередачу. Отметим, что лишь некоторые из картин, авторство которых приписывают Эль Греко, признаны подлинными. Сред них: «Изгнание торгующих из храма», «Исцеление слепого», «Мальчик, раздувающий лучину».
- Алтарные картины 16 века испанского периода творчества. В этом периоде стоит отметить «Вознесение Марии» — картину, созданную для церкви Санто-Доминго эль Антигуо (Толедо), «Эсполио» — для собора Толедо. В этих картинах еще чувствуется влияние византийской школы живописи. А вот в монументальное произведение «Мученичество св. Маврикия» было настолько смелым и разнящимся с традиционными изобразительными приемами, что король Филипп II высказал резкую критику, будучи сторонником академического эклектичного стиля. «Погребение графа Оргаста» принесла настоящую известность Греко в Толедо.
- Период алтарных картин и портретов на рубеже 16-17 веков. Этот период ознаменовался созданием лиричных камерных картин: «Святое семейство», «Святой Франциск и Святой Андрей», «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист». Было создано множество портретов толедских аристократов, ученых, врачей.
- Поздний период Доменико. Для этого периода характерны ирреальные изобразительные приемы, мистика, трагическая обреченность и апокалиптическое наполнение: «Пир у Симона-фарисея», «Вознесение Марии», «Моление о чаше», «Снятие пятой печати». А вот глубокий философский замысел автора скрыт в картине «Вид Толедо», где Эль Греко изобразил город-мир.
Эль Греко – мистик и в жизни, и в творчестве
Доминико всегда шел против установленных правил как в личной жизни, так и в создании своих полотен. Так, переехав в Толедо, живописец знакомится с Иеронимой де лас Куэвас – единственной спутницей Эль Греко, о которой что-либо известно. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Несмотря на церковные каноны, художник так и не сочетался с ней официальным браком, что породило недовольство церкви и массу мистических легенд. Некоторые утверждали, что у художника не было соответствующих для этого документов, а другие – что он уже был официально женат и оставил семью на Крите или в Испании.
К сожалению, при жизни у Греко не было последователей, а потому в течение трех веков о нем попросту забыли. И только в начале 20 века открытие его искусства взорвало мир живописи, перестав представлять Доминико как предшественника авангардизма, а эксперты стали более объективно и серьезно подходить к его творчеству, родившемуся в соответствующей художественной эпохе.