Warning: Declaration of tie_mega_menu_walker::start_el(&$output, $item, $depth, $args) should be compatible with Walker_Nav_Menu::start_el(&$output, $data_object, $depth = 0, $args = NULL, $current_object_id = 0) in /var/www/u0199936/data/www/newsspain.ru/wp-content/themes/jarida_/functions/theme-functions.php on line 1857
Музыкальная «жестокость» Филиппа II: кошачий клавесин
Home / Испания / Музыка / Музыкальная «жестокость» Филиппа II: кошачий клавесин

Музыкальная «жестокость» Филиппа II: кошачий клавесин

О причудах венценосных особ ходят поражающие воображение легенды. Стоит только вспомнить, например, французского короля Людовика XIV, который просто ненавидел гигиену и мыл только свой нос, а, собственно, тело – всего дважды за свою жизнь, причем умудрился издать указ, запрещавший монарху, то есть, самому себе, мыться. Мода на парики, которая хватила всю Европу, появилась благодаря английской королеве Елизавете I, которая еще в 29 лет из-за оспы потеряла свои волосы, а потому не могла обходиться без парика, а в ее гардеробе насчитывалось около 3 тысяч платьев. А вот король Шотландии Джеймс упражнялся в стоматологии, причем на собственных подданных, которым платил за то, что лечил их зубы.

Не стал исключением и испанский монарх Филипп II, принадлежавший к династии Габсбургов, который правил в 16 веке. Так, у венценосного правителя был весьма оригинальный, но очень жестокий, с точки зрения современности, музыкальный инструмент, называемый кошачьим клавесином.

Что представлял собой кошачий клавесин?

Кошачий клавесин – это, собственно, довольно длинный ящик, в котором находилось 14 отсеков, разделенных между собой перегородками. Именно в эти отсеки помещали кошек, которых предварительно отбирали согласно, если так можно выразиться, «вокальным данным». Процесс отбора выглядел следующим образом: пойманным со всей округи котам поочередно наступали на хвост, а специалист-«настройщик» слушал их истошное мяуканье, по высоте которого и распределял несчастных животных по октавам, то есть – отсекам.

Кошек, прошедших этот «кастинг», помещали в ящик, причем головы страдалиц просовывали в специальные отверстия, а хвосты жестко фиксировали под своеобразной клавиатурой. На каждой клавише находилась игла, которая, при нажатии, впивалась в кошачий хвост, а животное издавало истошный вопль. Кстати, по описанию Афанасия Кирхера, немецкого ученого и изобретателя, на конце рычага, впивавшегося в кошачьи хвосты, было либо острие, либо этот рычаг попросту тянул животное за хвост. Говорят, что придворные Филиппа II упражнялись в таком жестоком «наигрывании» мелодий, причем еще и пытались взять нужный аккорд.

А вот те коты, которые оказались непригодными для данного музыкального инструмента, без каких-либо угрызений совести сжигали. Вообще, в Средние века этих животных совсем не жаловали, так как они были объявлены церковью посланниками и пособниками дьявола, а уж если пушистый зверек имел черный окрас, то шансы выжить у него были самые минимальные.

244

Безжалостный «музыкальный» театр

Впервые использование кошачьего клавесина описал Жан-Батист Веккерлин, французский писатель, в книге под названием «Музициана, отрывки из сочинения о редких и странных изобретениях», датированной 1887 годом. В произведении рассказывается, как в 1549 году испанский монарх Филипп II приехал навестить Карла V, своего отца, в Брюссель. Для монархов подготовили весьма необычное представление, которое чрезвычайно их порадовало. Так, они стали свидетелями невиданной процессии, в которой предмет особого любопытства представляла повозка, из которой доносились самая странная и невообразимая мелодия. Как оказалось, в повозке находился медведь, игравший на своеобычном органе. Трубами для этого инструмента служили связанные с корпусом кошачьи головы, коих насчитывалось 16, а хвосты находились снаружи и были выведены подобно струнам пианино. При нажатии на клавишу хвост соответствующего кота с усилием дергали, а животное издавало жалостливое мяуканье.

А вот по данным историка Хуана Кристоваля Кальвет де Эстреллы, специальные «настройщики» организовывали кошек в особый оркестр согласно октавам, а размещался он в ужасном театре, где обезьян, оленей, волков и прочих животных дрессировали танцевать под эту «музыку».

Кошачий клавесин оказался чрезвычайно популярен и быстро распространился по всей территории Европы. Причем у этого инструмента было две вариации – из 7 или из 14 отсеков. Кстати, изобретение понравилось и Петру I, который заказал его в Гамбурге для своей знаменитой кунсткамеры.

Leave a Reply

Your email address will not be published.