Творческую деятельность прославленного испанского композитора и одаренного пианиста Энрике Гранадоса связывают возрождением национальной музыки в Испании. Он был одним из ключевых фигур движения Ренасимьенто, возникшее в Пиренейском королевстве на рубеже 19-20 столетий, главной задачей которого стало выведение национальной культуры из периода стагнации, возрождение ее аутентичных традиций, а что касается непосредственно музыки – то поднятие ее до уровня лидирующих на то время композиторских школ в Европе. Гранадос стал одним из главных соратников идейного вдохновителя Ренасимьенто Фелипе Педреля, создавшего манифест «За нашу музыку», а его творчество, которое, по большей части основывалось на испанском фольклоре, позволило ему стать одним из ярчайших пианистов своего времени.
Детство и юность Энрике Гранадоса
Родился Панталеон Энрике Костансо Гранадос-и-Кампинья, а именно таково полное имя композитора, в каталонском городе Лерида в 1867 году, 27 июля. Главой семьи был военный, а точнее – офицер испанской армии, а так как у Энрике талант к музыке проявился еще в детстве, то первым его учителем по игре на фортепиано и теоретической составляющей стал капельмейстер военного оркестра.
Когда Гранадосу исполнилось 7 лет, семейство перебралось в Барселону. Здесь юное дарование начинает уже более серьезно заниматься музыкой и поступает на обучение к такому прославленному композитору и преподавателю по классу фортепиано как Хуан Пухоль. А вот теоретической частью с ним занимается Фелипе Педрель. Именно в этот период будущий композитор полностью отдается изучению фольклорных элементов испанской музыки, что позже в значительной степени сказалось на его творчестве.
Надо сказать, что талант юноши был заметен не только его преподавателям. Так, один из местных меценатов спонсировал его поездку в Париж, состоявшуюся в 1887 году, где Гранадос пробыл два года. Здесь он обучается в консерватории у Шарля де Берио и совершенствуется в игре на фортепиано и композиции.
Мировое признание
По возвращении в Барселону Гранадос уже начинает выступать как самостоятельный пианист. Так, в 1890 состоялся его дебют в одном из местных театров – первое сольное выступление. Впоследствии он пробует себя и как композитор, а его «Испанские танцы» становятся невероятно популярны, а потому их начинают печатать. К слову, именно «Испанские танцы» стали первыми изданными произведениями композитора.
А вот 1898 год ознаменовался первым масштабным произведением Гранадоса – оперой «Мария дель Кармен», которую поставили в Мадриде, после чего об авторе заговорили во всех уголках Испании. Кстати, ее восхищался сам король Альфонс XIII и остальные члены королевской семьи. За эту оперу композитору пожаловали Орден короля Карла III, а впоследствии он получил звание кавалера ордена Почетного легиона.
Далее последовал период увлечения Энрике Гранадосом аутентичной культурой Каталонии, а потому свои произведения он создает исключительно для местных театров, а потому они практически не знакомы широкой общественности.
В 1900 году Гранадос становится основателем Общества классических концертов в Барселоне, где он периодически дирижирует, которое, тем не менее, просуществовало очень недолго – всего год. После его распада он основывает музыкальную академию, позже названную в честь Гранадоса, в которой и преподает до конца своих дней. Надо сказать, что он весьма скрупулезно подходит к преподаванию – Гранадос создает педагогические работы.
При этом композитор не прекращает свою концертную деятельность, зачастую сотрудничая с прославленными Пабло Казальсом, который, по совместительству являлся его близким другом, Жаком Тибо и Камилем Сен-Сансом.
К 1907 году талант Гранадоса был известен уже не только в Испании, а подтверждением тому стало его участие в жюри авторитетного конкурса композиторов по приглашению Габриэля Форе. В этот же период Гранадос начинает работу над своим самым знаменитым произведением «Гойески». Эти сюиты были созданы мастером под впечатлением от полотен Франсиско Гойи. Весь цикл «Гойески» был представлен в Мадриде в 1913 году, и имен настолько грандиозный успех, что композитор принимает решение о написании оперы, работа над которой длится в течение двух лет. Впервые опера была представлена в Нью-Йорке в 1926 году, 28 января, и вызвала множество неоднозначных мнений. Тогда же выступить в Белом доме композитора пригласил президент США Томас Вудро Вильсон.
После некоторого пребывания в США, Гранадос решает вернуться на родину, однако опаздывает на корабль, идущий прямо в Испанию, а потому пересаживается на рейс до Англии, а впоследствии – на судно «Sussex», конечным пунктом которого должна была стать Франция. Однако, пароход при переходе Ла-Манша атаковала торпеда, выпущенная с немецкой подлодки. Судно не затонуло, но многих пассажиров выбросило за борт, в том числе и супругу Гранадоса. Пытаясь ее спасти, Гранадос трагически погиб 24 марта 1916 года.