Дом Бальо – эта одна из наиболее старинных и уникальных достопримечательностей Барселоны. Гениальный зодчий-модернист Гауди вложил всю душу и фантазию в работу над этим творением, а дом, если можно так выразиться, окончательно «сформировал» буйствующий архитектурный гений Антонио Гауди, ознаменовав собой новый период в творческой деятельности зодчего.
Сам по себе дом, построенный еще в 1877 году, не представлял никакой эстетической ценности. В те времена это было обычное жилое здание, владельцем которого был текстильный магнат Жозепе Бальо-и-Касановас. Старая постройка была интересна только для желающих арендовать квартиру, а так как особого дохода она не приносила, текстильщик решил было снести постройку, а на ее месте соорудить новую. Однако, судьбоносная встреча Бальо с Гауди все изменила: одаренный мастер пообещал преобразить строение.
Как удалось великому мастеру превратить старый дом в произведение искусства?
Получив от Бальо разрешение на перестройку дома, Гауди с энтузиазмом принялся за работу, которая продлилась 2 года, с 1904 по 1906. Детально изучив здание, мастер принял решение не менять изначальную структуру, ведь дом вплотную соседствовал с двумя другими постройками. Напротив, зодчий сконструировал новый главный и задний фасады. Центральный обращен к проспекту Passeig de Gracia (Пасио де Грасия), задний же – вглубь квартала. Особое внимание Гауди уделил нижнему этажу и бельэтажу, спроектировав их таким образом, чтобы они соответствовали созданной им экстравагантной мебели. Основательно поработал зодчий и над мансардой, подвальным этажом, а на крыше соорудил асотею (ступенчатая терраса).
Гауди всегда отличался уникальными световыми решениями, а вот в первый раз идея о масштабном освещении помещения пришла ему в голову именно при работе с домом Бальо. Каталонец ухитрился соединить две световые шахты таким образом, что они образовали больших размеров внутренний двор и увеличили приток воздуха и света в здание. Эту идею мастер позже воплотил и в проекте Дома Мила.
В целом, дом Бальо представляет собой сублимацию пластичного стиля Антонио Гауди. Уже первый этаж поражает воображение посетителей дома невероятными полукруглыми окнами и расплывчатыми, будто мягкий пластилин, декорирующими камнями. Зодчий вообще старался избегать прямых, строгих линий при проектировании здания. И декор фасада, сделанного, главным образом из камней барселонского холма Монжуик, и детали интерьера здесь пластичны, обтекаемы и волнисты. Что касается фасада, то Гауди разукрасил его причудливой разноцветной мозаикой, для которой он использовал ломанную керамическую плитку.
Значение символичных деталей главного фасада интерпретируют по-разному, однако, как утверждают эксперты, наиболее явное толкование – это сравнение строения с телом огромного дракона, ведь изображение дракона стало лейтмотивов многих творений зодчего. Аналогию достаточно легко провести. Так, небольшую башенку на крыше венчает георгиевский крест, что тождественно вонзенному в спину дракона мечу Святого Георгия, который, кстати, является покровителем Каталонии. Это не просто победа Святого, это – символ триумфа добра над злом. Фантастическая фигура дракона покрыта «чешуей», которая переливается на фасаде здания, а кости и «черепа» побежденных чудищем жертв легко просматриваются в колоннах бельэтажа и в дивно оформленных балконах. Кстати, именно за это необычное декоративное решение шедевр Гауди получил свое народное название – Дом Костей.
В своих творческих изысканиях, руководствуясь исключительно своей фантазией и отрицая правила, гениальный модернист Гауди сумел создать шедевр невероятной красоты и изысканности.
Что еще интересно знать о доме Бальо?
- Рядом с уникальным сооружением Антонио Гауди расположены дом Амалье и дом Льео Морера, а также другие архитектурные произведения искусства, совместно образующие так называемый «Квартал несогласных». Свое название он получил ввиду отсутствия единого стилистического решения в ансамбле.
- Для изготовления элементов декора дома Бальо Антонио Гауди пригласил самых искусных мастеров Каталонии. Так над кованными элементами работали известные братья-кузнецы Бадия, витражи били созданы феноменальным стеклодувом Пелегри, керамическими деталями занимался одаренный Себастьян-и-Рибо. Кстати, умопомрачительная мебель, созданная самим зодчим, на сегодняшний день находится в Доме-музее Гауди (Парк Гуэля).
- Дом Бальо не только является национальным наследием, но и с 2005 года был внесен ЮНЕСКО в Список Всемирного наследия.
- Российские туристы предпочитают называть Дом Костей «Каса Батло».