Все эксперты в области живописи, культурологи и исследователи единогласно называют творчество непревзойденного испанского художника Диего Веласкеса гениальным, непостижимым, порой таинственным, и гораздо более жизненным, чем, собственно, жизнь во всех ее проявлениях. Надо сказать, что Веласкес был редким везунчиком – будучи придворным живописцем, он мог наслаждаться вниманием монархов, путешествиями и знакомством со многими мировыми произведениями искусства. Диего получил небывалую славу еще при жизни, его почитали не только представители королевской династии, но и коллеги. Одаренный художник всю свою жизнь упорно работал над своим мастерством и достиг небывалых вершин, оставаясь при этом очень правдивым и верным своим убеждениям, не стараясь польстить никому, даже очень влиятельным и могущественным людям своей современности.
Ранний период творчества Веласкеса и работа при дворе
Родилось дарование, ставшее одним из самых ярких живописцев Золотого века испанской культуры, в Севилье в 1599 году, 6 июня. Здесь же Диего Веласкес поступил на обучение к Франсиско Пачеко и Франсиско Эррере Страшему. Впоследствии, художник женился на дочери своего учителя Хуане Миранде Пачеко в 1618 году.
Еще во время своего обучения в Севилье Веласкес прослыл одаренным живописцем, а потому многие, включая и Пачеку, всячески помогали юному таланту. Таким образом, Диего оказался в Мадриде в 1622 году. К сожалению, помощи, оказанной Веласкесу в столице, оказалось недостаточно, чтобы попасть ко двору. Опечаленному художнику пришлось вернуться в родной город, где буквально через два месяца ему улыбнулась удача. Диего получил письмо от своего земляка, королевского капеллана, в котором было сообщение о смерти Родриго де Вильяндрандо, занимавшего должность придворного художника. Поскольку место оказалось вакантным, в 1623 году Веласкес сразу же отправился в Мадрид и создал портрет своего благодетеля и, по совместительству, друга-капеллана. Благодаря камердинеру, опять-таки севильянцу, портрет попал в руки брата короля кардинала-инфанта Фердинанда. Он был настолько поражен работой Диего, что без промедления заказал еще одну картину. Кроме того, портрет увидел и сам король Филипп IV, который, оценив талант молодого дарования, потеснил собственного брата в очереди и заказал собственный портрет.
Так, у молодого Веласкеса появилась возможность достичь своей цели, которую он тут же реализовал. В том же году художник представил картину ««Портрет Филиппа IV с прошением», за которую получил неплохой гонорар и долгожданный пост придворного живописца. Картина, к сожалению, не дошла до наших дней, но о мастерстве Веласкеса можно судить по обещанию Филиппа IV: «Никто не будет писать меня, кроме тебя». Напомним, что такое же обещание дал Македонский Апеллесу.
В этот же период были написаны и такие полотна как: «Водонос», «Завтрак», «Старая кухарка», религиозная картина «Христос в доме Марфы и Марии». Пребывание в Мадриде ознаменовалось и созданием «античных» картин Веласкеса: «Кузница Вулкана», «Вакх и пьяницы», «Триумф Вакха» и монументальное произведение в историческом жанре «Сдача Бреды»
Первое посещение Италии
В 1629 году Веласкес предпринял путешествие в Италию, чтобы обучится и местных мастеров и отточить свою манеру. В поездку Диего отправился в сопровождении внушительного эскорта во главе с генералом Спинолой, который, в совокупности с занимаемой Веласкесом должностью, вызвал подозрения у итальянцев. Несмотря на то, местные аристократы считали художника чуть ли не шпионом, ему удалось в полной мере насладиться великими творениями итальянских живописцев, которыми он сильно впечатлился. Это влияние вскорости отобразилось и в мастерстве Веласкеса: картины стали более светлыми, стиль – уверенным и свободным, а натура отныне представала ярко подсвеченной. В целом, мастер посетил и Геную, и Милан, и Венецию, а затем поехал в Рим, где и пробыл дольше всего, вплоть до 1630 года.
Зрелый период творчества
По возвращении в Мадрид, оставаясь на должности придворного художника, Веласкес получил звание гардеробмейстера в 1634 году, а затем и должность камердинера. Кроме того, Веласкес был удостоен чести сопровождать короля Филиппа IV в походе на Арагон в период с 1642 по 1644 гг. Именно в это время художник создал множество портретов, на которых изобразил придворных шутов и карликов. Мастеру удалось рассмотреть в этих людях душевную красоту, внутренний мир, трагичные переживания, которые и изобразил на своих полотнах.
Второе посещение Италии и поздний период творчества
В конце 1648 года Веласкес решает посетить Италию снова. На сей раз путешествие оказалось удачным: живописца радушно приняли местные жители. Кроме того, его избрали членом Римской академии. В этот период Веласкес создал знаменитый ««Портрет папы Иннокентия X» (1650 г.).
В Мадрид Диего вернулся в 1651 году. С этого момента начинается поздний период творческой карьеры художника, который ознаменовался совершенством стиля мастера. Так, для создания портретов членов королевской семьи и самого Филиппа IV художник использовал новые, выработанные им самим, техники, благодаря которым полотна получились очень артистичными, психологически глубоким.
Пожалуй, самыми известными работами Веласкеса в этот период можно назвать «Пряхи» и «Менины». Оба масштабных полотна были написаны в 1657 году.
В 1652 году Веласкес получает новую должность обер-гофмаршала. По сути, эта должность предполагала устроение королевских праздников и отнимала очень много времени, а также сил и здоровья у художника. В 1660 году принялся за устроение невероятно масштабного празднества рядом с французской границей по случаю свадьбы короля Франции Людовика XIV и инфанты Марии-Терезии. Именно это торжество окончательно подкосило здоровье Веласкеса. В Мадрид художник вернулся совершенно больной разбитый, а 6 августа 1660 года ушел из жизни.