Главная / Испания / Живопись / Хуан Грис: «Кубизм — это только новый способ представления вещей»

Хуан Грис: «Кубизм — это только новый способ представления вещей»

За свою недолгую жизнь – всего 40 лет – невероятно талантливый испанский живописец Хуан Грис успел не только оставить по себе уникальное художественное наследие, но и стать одном из основоположников кубической живописи, а именно – «синтетического кубизма». Его творчество отличается небывалой экспрессией и смелостью, неимоверным чувством свободы и, при этом лиричностью и завершенностью, за что его любят почитатели кубизма по всему миру, а в особенности, его соотечественники испанцы и жители Франции, где он провел большую часть жизни и окончил свой жизненный путь.

Juan_Gris_-_Glass_of_Beer_and_Playing_Cards

Биография Хуана Гриса

Родился Хосе Викториано Гонсалес-Перес, а именно таково его настоящее имя (исп. José Victoriano González-Pérez), в 1902 году в испанской столице – Мадриде. Здесь же он и начал свое становление, как художник. Так, он поступил на обучение в мадридскую Школу искусств и ремесел в 1902 году, которую успешно кончил в 1904-ом. После этого он почти два года трудился как иллюстратор журналов, при этом создавал рисунки в модернистском стиле. К слову, эта работа не только дала ему колоссальный опыт, но привила ему страсть к изобразительному искусство и желание совершенствоваться в этом направлении. Кстати, мало кто знает, что его становлению способствовал Хосе Карбонеро, у которого Грис обучался в частном порядке.

1906 год ознаменовался переездом художника в Париж, а новым местом его жительства стал Монмартр. С этого момента и до конца своих дней Грис больше никогда не уезжал из Франции. В это время в Париже свою популярность набирал кубизм, под влияние которого попал и Грис. Сначала живописец увлекся изучением работ Сезанна, а потому его первые работы написаны в творческой манере этого художника. А вот позже Хуан Грис завел знакомство писателями и художниками – представителями авангардизма, в числе которых был и Пабло Пикассо. Именно это судьбоносное знакомство, а также вступление в ряды «Бато Лавуар», объединения, созданного Пикассо, окончательно определила испанского художника, как кубиста.

К слову, долгое время Гриса воспринимали только как последователя Пикассо, однако в 1912 году прошли две выставки представителей жанра кубизма, в апреле и октябре, после которых его стали воспринимать, как полноценную самостоятельную единицу живописи. Позже его работы экспонировались также в Берлине и Дюссельдорфе – 1923 и 1925 гг. соответственно.

Стоит отметить, что Хуан Грис реализовался не только, как художник. Помимо того, что он с 1922 по 1924 годы был оформителем нескольких балетных спектаклей, поставленных С. Дягилевым, он читал множество лекций по истории живописи и был автором многочисленных статей, главным предметом которых была базисная математическая структура изобразительного искусства.

Последние годы жизни художника отмечены тяжелым недугом – болезнью легких, от которой он и умер в 1927 году, 11 мая, во французском городе Булонь-Бийанкур.

640px-Juan_Gris_-_Portrait_of_Pablo_Picasso_-_Google_Art_Project

Творчество Хуана Гриса

Для раннего этапа творчества Гриса характерна «аналитическая» манера, присущая и Сезанну, первому художнику, работами которого он сильно увлекся, и Пикассо, и Браку. Именно в такой манере написаны его первые полотна: «Натюрморт» — в 1911 году, «Стол в кафе» — 1912 г., «Гитара и цветы» — 1912 г. и портрет самого Пикассо с одноименным названием. Эти ранние полотна отличаются очень самобытной цветовой гаммой, где преобладали голубовато-серые, серебристые, зачастую даже металлические тона.

А вот первым, по настоящему самостоятельным полотном Гриса, можно назвать «Керосиновую лампу», которую он создал в 1912 году. Для него характерная необычайная декоративность, которую художнику удалось достичь при помощи диагоналей, изысканной подсветки предметов зелеными, голубыми и желтыми тонами.

К 1913-14 гг. в творчестве Гриса кристаллизировался так называемый «синтетический» кубизм, а его работы стали более сложные с точки зрения пространственных отношений и усиления декоративности. Так, в 1915 году появились картины «Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян» и «Шахматная доска».

В дальнейшем изображение предметов сводится, если это можно так назвать, к плоской и яркой архитектуре, ровной поверхности. Как говорил сам художник: «Архитектурная сторона живописи — это математика, абстракция. Я хочу сделать ее более конкретной: Сезанн из бутыли делал цилиндр, а я, отталкиваясь от цилиндра, делаю бутыль». Согласно этому восприятию появились такие полотна, как «Игральные карты и сифон» — 1916 г., «Клубничное варенье» — 1917 г., «Трубка и ваза с фруктами» — 1918 г.

А вот в последние годы жизни Грис обратился к нехарактерному для его предыдущих творческих периодов изображению фигуры человека. Так, на полотнах этого периода округлые формы, величественные объемы и широкие мазки, заменив кубические изломанные изображения: «Девушка с мандолиной» — 1916 г., «Арлекин с гитарой» — 1917 г.

А вот натюрморты этого периода написаны в духе традиционной неоклассики, особенностью которых стали сдержанные формы крупных размеров: «Канигу» — 1921 г., «Гитара и нотная тетрадь» — 1926 г.

Стоит заметить, что Хуан Грис был большим экспериментатором, и каждый раз по-новому старался подойти к изображаемому предмету. Как говорил сам одаренный живописец: «Вы теряете момент, когда знаете, каким будет результат». Именно такое восприятие мира, возможно, и позволило ему войти в число лучших представителей живописи.

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.