Дворец Гуэля, или, как его еще называют, особняк Гуэль, является, пожалуй, одним из лучших шедевров Арт Нуво (модерна), расположенных в Каталонии. Уникальная работа непревзойденного Гауди стала не только одной из первых, построенных им в Барселоне, но и знаменовала собой начало нового этапа в его творчестве, посвященного светской архитектуре. Этот дворец гениальный зодчий построил для своего покровителя, каталонского мецената и предпринимателя Эусеби Гуэля, который спонсировал эту и другие работы Антонио Гауди. Отметим, что этот образец семейной архитектуры был полностью завершен и дошел до нас практически в первоначальном своем виде.
Дворец Гуэля долгих семь лет находился на реставрации. И, наконец, в 2011 году был вновь открыт для посетителей. Реставраторы, работающие над этим архитектурным шедевром, весьма щепетильно отнеслись к образцу каталонского модернизма. Из уважения к гению Гауди, они приложили максимум усилий, чтобы сохранить первоначальный облик Дворца. К слову, на реставрацию было потрачено около 9 миллионов евро.
История создания Дворца Гуэля
Стоит отметить, что Гауди и Гуэль находились в прекрасных, дружеских отношениях. После знакомства с Гуэлем одаренный зодчий стал, по сути, семейным архитектором. С момента их знакомства и до самой смерти Гуэля, Антонио обеспечивал все архитектурные потребности семьи мецената, начиная от постройки обычных конюшен и фонтанов, и заканчивая проектирование таких значительных проектов, как усадьбы Гуэль, Парка Гуэль и крипты в загородной Колонии.
Стоить отметить, что Гауди безгранично уважал Гуэля как очень образованного человека. Зодчий считал его истинным аристократом с превосходными манерами и величал его новым Медичи. Дело в том, что Эусебио Гуэль был представителем так называемой новой городской элиты. Его отец сумел выбиться из низших социальных слоев, заработав себе состояние на работорговле на Кубе. А его сын смог упрочнить свое положение, женившись на наследнице другого богатейшего человека Барселоны. Гауди же уважал своего покровителя за умелое обращение с деньгами и отсутствие хвастовства своим положением. Примечательно, что разрабатывая фамильный герб для семьи Гуэля, Гауди придумал неожиданный девиз, гласящий: «Вчера пастух, сегодня господин».
В результате сложившихся теплых отношений Гауди сразу принял предложение перестроить для мецената доставшийся в наследство дом. Здание располагалось практически в центре Барселоны, на бульваре Рамбла в районе Раваль. По желанию промышленника, архитектор отстроил новый особняк, соединявшийся со старой резиденцией благодаря крытому переходу. Кстати, эта галерея сохранилась и до нашего времени.
Гауди с энтузиазмом приступил к проектированию особняка в 1885 году осенью, а после утверждения проекта в мэрии, начал работу вместе со своим помощником Франсиско Беренгером в октябре 1886 года.
По замыслу зодчего, Дворец Гуэля должен был стать достойным ответом дворцу Palau Moja, который также располагался на бульваре Рамбла и принадлежал маркизу Комильясу, брату супруги мецената. Здание получилось настолько красивым и архитектурно насыщенным, что стало именоваться именно «дворцом».
Торжественное открытие, посещенное королевой-регентшей Марией-Кристиной, инфантой Марией Эулалией и Антонио Орлеанским, прошло в 1888 году.
С 1969 года дворец стал историко-художественным памятником Испании, а в 1984 году особняк включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Экскурсия по Дворцу Гуэля
Дворец Гуэля входит в знаменитый маршрут Гауди и может принять до 800 посетителей за день. Во время экскурсии по особняку посетители могут познакомиться с уникальным смешанным стилем гениального зодчего, для которого характерны неожиданные решения и несоблюдение архитектурных канонов.
Посетителям с удовольствием расскажут об истории создания особняка, а также покажут комнаты дворца, включая уникальный сказочный зал, который имитирует звездное небо, личные апартаменты членов семейства Гуэля, жилище для прислуги и, конечно же, изумительную террасу. Кстати, в интерьере практически отсутствует мебель. Дело в том, что оригинальные предметы мебели хранятся у наследников мецената, а существующие приобретены провинциальным советом и защищены стеклянными витринами. К тому же, присутствие многочисленных предметов интерьера будет отвлекать внимание посетителей непосредственно от изумительной архитектуры здания.
Пожалуй, особого внимания заслуживает терраса на крыше здания, где расположен «фантастический сад», состоящий из 20 цветных башенок, представляющих собой печные трубы и шахты, и похожие на диковинные скульптуры. В окружении этих башенок находится центральный шпиль конической формы, высота которого равна 15 метрам. Венчает шпиль флюгер, состоящий из золотого шара, символизирующего солнце, темного диска с прицепившейся к нему летучей мышью, символизирующего луну, и греческого креста. Кстати, летучая мышь – символ Хайме I Завоевателя.