Карнавал в Кадисе представляет собой невероятно масштабное действо, знаменитое не только в испанском королевстве, но и среди путешественников всего мира. Его можно поставить в один ряд с такими известнейшими мировыми празднествами, как: карнавал в Рио-де-Жанейро, венецианским и новоорлеанским карнавалами, праздничными действами в Ницце и Нидерландах. К слову, Кадисский карнавал признан Праздником международного культурного значения, равно как и его собрат Санта Крус, ежегодно проходящий в Тенерифе. Помимо этого, его причислили к списку 10 Чудес испанского нематериального культурного наследия.
Происхождение Кадисского карнавала
По сути, сам карнавал по своей форме напоминает проведение древних церемониальных сатурналий, вакханалий и луперкалий. Однако, большинство специалистов склоняется к тому, что он все-таки происходит из христианских традиций. По сути, если бы не было Пасхи, мы вряд ли смогли бы лицезреть карнавал, уходящий корнями еще в Средневековье, в том виде, в котором он существует в наше время.
Основной идеей карнавала является возможность делать все то, что запрещается церковными догмами на протяжении Великого Поста. А значит, в функциях праздничного действа заключена не только социальная и психологическая подоплека, но и глубокий сакральный смысл.
Свое влияние на карнавал оказала и генуэзская культура. Дело в том, что в 15-ом столетии Кадис находился под влиянием генуэзцев, а итальянское купечество развернуло в городе широкую торговлю. Поэтому непременным атрибутом празднества стало использование полумасок, конфетти, серпантина и карет.
Впервые же карнавал был упомянут кадисским историком Августином де Ороско, труды которого датированы концом 16-го столетия. Историк описывал местных женщин, вырывавших цветы из вазонов и в шутку бросавшихся ими друг в дружку. Согласно другим документальным упоминаниям того же времени, присутствие духовенства на празднике ограничивалось.
18-е столетие в истории карнавал отмечено множеством скандалов. Дело в том, что в этот период были изданы различные указы (например, в приказ Испанской короны в 1716 году, запрещающий маскарады), старавшиеся упразднить действо. Тем не менее, местные жители не особо жаловали эти распоряжения, что и приводило к конфликтам.
Что любопытно, карнавал не отменили даже во время осады французов, продлившейся два года (правление Фердинанда VII, 19 век). Кроме того, в 1816 году, 20 февраля, был издан указ о полном запрете карнавала, однако жители все равно умудрились его провести. Поэтому все последующие постановления носили уже не запрещающий характер, а регламентирующий определенные ограничения.
А вот 1861 год ознаменовался предоставлением финансирования для реформирования карнавала, для чего мэром Кадиса Хуаном Бальберде было выделено 30 тысяч реалов. Заметим, что эта традиция, направленная на искоренение аморального поведения в течения празднества, портящего репутацию города и его обитателей, сохранилась и сегодня. Отметим, что уже в 1862 году была разработана первая программа мероприятия, направленная на определение рамок его проведения и привлечения гостей из других городов и стран. Она предусматривала проведение маскарадов, публичных выступлений, кавалькад, костюмированных выступлений и конкурса фейерверков и групп, принимавших участие в карнавале.
Кроме того, в 1884 году вышел указ, согласно которому группы-участники должны были заранее показывать программу, подготовленную для праздника. Отныне на карнавале свои выступления показывали только лицензированные группы, исполняющие разрешенные мэрией города песни. Впрочем, именно это и позволило сохранить до нашего времени названия коллективов и слова исполняемых ими песен.
20 век в истории Кадисского карнавала
Конец 19-го – начало 20-го столетия ознаменовалось расцветом так называемых «корос» – то есть коллективов, состав которых доходил до 50 певцов, исполнявших песни под музыкальное сопровождение. Своей популярностью они обязаны Антонио Родригесу Мартинесу. Наиболее известны два его коллектива: «Гвоздики», созданные в 1896 г., и «Антиквары» – 1905 г. Любопытный факт – именно «Антиквары» являются авторами танго старинных башмаков, который и стал гимном карнавала в Кадисе.
На время испанской Гражданской войны и в 1937-1947 гг. проведение фестиваля было отменено. Как ни удивительно, но свое существование карнавал продолжил из-за взрыва, приключившегося на складе в Сан Севериано, где хранились боеприпасы. Так, властями было принято решение о поднятии духа местных жителей, а потому летом в 1947 году карнавал, с разрешения властей Мадрида, был частично возобновлен. Естественно, диктатура Франко лишила карнавал большинства атрибутов, тем не менее, он состоялся.
В 1977 году режим Франко пал, а карнавал стал проводиться в привычном для него формате в феврале. С 1984 года Фондом Карнавала Кадиса было получено разрешение на организацию и проведение празднества, а потому этот год ознаменовался участием более 100 карнавальных групп. А уже в 1989 прошла первая трансляция с места праздничного действа по телевидению.
Как проходит Кадисский фестиваль?
В наше время фестиваль в Кадисе – это 11-ти дневное буйство, которое буквально парализует другую жизнь города. Как правило, он проводится в последние две недели февраля, предшествующих Великому Посту. Сначала идет подготовительный этап к карнавалу, заключающийся в гастрономических конкурсах, состязаниях карнавальных коллективов и всевозможных выступлениях. Таким образом, этот этап вместе с карнавальными днями составляет почти месяц разгула.
Так, город наполняется костюмированными представлениями, песнями, сменяющими друг друга маскарадами. Что любопытно, в действе принимают не только профессиональные коллективы, которые впоследствии награждаются премией конкурса, проходящего в Большом Театре Фалья, но и абсолютно все жители Кадиса. Так, очень популярны сатирические выступления любительских групп «чигирот», которые являются, если так можно выразится, самыми язвительными участниками карнавала, объектом шуток которых становится как сам Король Испании, так и другие знаменитости. Помимо конкурса «чигирот», специальным судьей оцениваются и выступления «коррос» (серьезных песен и юмора, исполняющихся несколькими певцами, которым аккомпанируют гитары и 12-струнные бандуррии), «компарса» (меланхолические и печальные выступления, повествующие о добродетелях и проблемах насущных) и «квартетос» (для них характерны простые и понятные юмористические композиции). Победители этих конкурсов не только прославятся, но и получат возможность гастролировать по всей стране.
Интересный факт: существует поверье, что если на карнавале Вам встретится человек, переодетый в хрюшку, то непременно угостите его едой, пригласите отведать с Вами бутылочку вина и обязательно исполните ему песню в честь Святого Антония – покровителя домашних животных. В Кадисе верят, что это обязательно принесет Вам счастье и удачу.