Главная / Испания / Киноискусство / Карлос Саура – одаренный новатор и неореалист

Карлос Саура – одаренный новатор и неореалист

Карлос Саура – это один из выдающихся деятелей искусства Испании, который, будучи великолепным режиссером, талантливым фотографом, одаренным сценаристом и, к тому же, постановщиком музыкально-танцевальных шоу («Фламенко сегодня»), все свое творчество посвящает своей Родине, за что его и называют самым «испанским» из всех испанских режиссеров. Саура стал первым в Испании, кто начал работать в стиле неореализма, и вот уже более 30 лет приумножает достижения в кинематографе не только в своей стране, но и во всем мире.

Краткая биография Сауры

Родился будущий деятель киноискусства 4 января 1932 года в Уэске (провинция Арагон) в семье интеллигенции. Отцом Карлоса был адвокат, а вот мать была пианисткой, а старший брат стал известным художником (Антонио Саура). Они-то и оказали влияние на ребенка, который впоследствии очень увлекся музыкой, живописью и фотографией. К слову, свою первую картину Саура снял при помощи 16-миллиметровой камеры (1950 г.).

В юношестве Карлос решил переехать в Мадрид, чтобы освоить промышленное производство, но увлечение фотографией и кино взяло вверх. Так, к 18 годам он стал настоящим профи в области фотографирования, а в 1953 году решил бросить инженерный институт и стал учиться в Исследовательском институте кинематографии. Кроме того, обучение киноискусству Саура решил совместить с учебой в Школе журналистики. В 1957 году Карлос защитил диплом режиссера и выпустил короткометражку «Воскресный вечер». Впоследствии был приглашен на должность преподавателя в этом же институте, который уже успел стать Официальной Школой Кинематографии, где и проработал до 1963 года. Однако, он был уволен с кафедры кинорежиссуры за свои демократические взгляды, не соответствовавшие режиму Франко. Саура был объявлен политически неблагонадежным.

filmz.ru_f_85972

Кинодебют Сауры

Кинодебют молодой режиссер состоялся в 1958 году. Саура представил документальную ленту «Куэнка», не получившую особой популярности. А вот в 1960 году свою первую художественную картину «Бродяги», ставшую флагманом неореализма в испанском кинематографе. Для создания этой ленты Саура умудрился обойтись крайне незначительным бюджетом и работой непрофессиональных актеров. Картина, носящая острый драматический характер, повествует о преступниках-подростках, пытающихся вырваться из нищеты, попробовав себя в профессии тореадоров. По сути, кинолента была технически слабой, однако была презентована на Каннском фестивале в 1960 году. В коммерческий прокат ее выпустили только в 1962 году.

Слава к режиссеру пришла только в 1966 году с выходом третьей работы Сауры под названием «Охота». Картина носит аллегорический характер, ведь под видом психологического триллера, повествующего о потерявших разум охотниках, режиссер рассказал о моральном декадансе испанского социума, спровоцированного диктатурой Франко. Дело в том, что при режиме Франко действовала очень жесткая цензура, заставлявшая многих режиссеров, отличавшихся свободомыслием, скрывать истинный смысл своих работ за аллегориями, намеками и символами. К слову, «Охота» удостоилась Серебряного медведя на кинофестивале в Берлине.

Лучшие картины Сауры

После «Охоты» Саура с каждым своим фильмом завоевывал все больше поклонников, как среди обычных зрителей, так и среди кинокритиков. Так, в 1968 году его картина «Мятный коктейль со льдом», которую режиссер посвятил своему выдающемуся коллеге Луису Бунюэлю, завоевала берлинского «Серебряного медведя».  Отметим, что эта работа окончательно обозначила Сауру как мрачно-гротескного и трагически-сатиричного исследователя поведенческих паттернов современного испанского общества. Сам же режиссер тяготел к творчеству Гойи и Кеведо.

За свои другие работы режиссер также был удостоен наивысших кинематографических наград. Так, «Кузина Анхелика», рассказывающая об испанской Гражданской войне, в 1974 году взяла приз жюри; «Выкорми ворона» удостоилась в 1976 году специального приза жюри; «Быстрей, быстрей», продемонстрировавшая тяготы жизни мальчишек, живущих на улице, получила «Золотого медведя» в 1981 году на Берлинском фестивале.

А вот музыкальная  работа «Кармен», ставшая второй из негласной трилогии, в которую вошли «Кровавая свадьба» (1981) и «Колдовская любовь» (1986), удостоилась приза Британской Академии кино, как лучший фильм на иностранной языке 1983 года. Стоит отметить, что в нескольких лентах 70-х годов Саура снимал свою подругу Джералин Чаплин, которая много лет была с ним рядом.

891_I_V_carmen

В последние годы своего творчества Саура стал реже снимать ленты, носящие инновационный характер, присущий работам 70-годов. В нынешних картинах просматривается выдающийся профессионализм режиссера, поднимающего серьезные вопросы («Стреляй» 1993 г., «Фламенко» 1995 г.). Однако последние работы не вызывают прежнего общественного резонанса.

Один комментарий

  1. Настоящий патриот своей страны, снимает те фильмы, которые понятны своим зрителям на протяжении всего времени, так держать!!!

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.