Главная / Испания / Киноискусство / Главный сюрреалист мирового кинематографа и большой оригинал Луис Бунюэль

Главный сюрреалист мирового кинематографа и большой оригинал Луис Бунюэль

Испанец Луис Бунюэль по праву считается отцом сюрреализма в кинематографе. Его оригинальный, а порой, и шокирующий манера подход к режиссуре обеспечил его картинам место в «алмазном фонде» мирового кино. За свою творческую карьеру мэтр создал 34 картины, стал сценаристом многих других фильмов, а в пяти своих кинолентах сыграл сам. Свою карьеру талантливый режиссер начал в Испании, однако он вынужден был попрощаться со своей Родиной на долгие годы. Бунюэль долгое время работал в Мексике и Франции, и только к концу своей жизни вернулся в Испанию.

В картинах Луиса Бунюэля почли за честь сняться такие выдающиеся люди, как Сальвадор Дали, Катрин Денёв, Макс Эрнст, Моника Витти, Жерар Филипп и еще многие великолепные испанские, итальянские, французские и мексиканские актеры.

filmz.ru_f_61949

Биография Луиса Бунюэля

Испанский режиссер родился 22 февраля 1900 г. в небольшом арагонском городке Каланада, что в провинции Теруэль, в достаточно обеспеченной семье. Главой семьи был землевладелец, который смог сколотить себе состояние на торговле на Кубе. Семейный доход позволил Бунюэлю получить хорошее образование. Так, еще в 6-летнем возрасте его отдали в иезуитский колледж, а в 17 лет он продолжил обучение в Мадридском университете.

Стоит заметить, что сначала Луис ревностно исповедовал католицизм, однако позже его мировоззрение кардинально поменялось. Дело в том, что в университете Бунюэль познакомился с такими молодыми сюрреалистами, как Сальвадор Дали, Рафаэль Альберти, Луи Арагон, Федерико Гарсиа Лорка и пр. С этого момента и до конца своей жизни Бунюэль оставался атеистом. Хотя, когда режиссера, находившегося уже в преклонном возрасте, спросили, не поменял ли он своей точки зрения, он сказал свою известную фразу: «Слава Богу, я все еще атеист». За одну из своих работ мэтр был отлучен от церкви.

В 1925 году Луис, будучи участником движения «Авангард», попал в Париж, где всерьез увлекся кинематографом. В те годы он работал ассистентом у режиссера Жана Эпштейна, лидера французского авангарда. В конечном итоге, он признался матери, что целью его жизни стал кинематограф, для сего ему нужны были деньги. Госпожа Бунюэль, проконсультировавшись с юристом, дала деньги на его первую картину «Андалузский пес», вызвавшую множество скандалов. А после картины «Золотой век», снятой в 1930 году, режиссер был вынужден уехать в Париж, затем стажировался в Голливуде. Затем снова был Париж, где Бунюэль дублировал фильмы «Парамаунта». Здесь он познакомился с Жанной Рюкар, студенткой Сорбонны. В 1934 году они официально оформили свои отношения, причем на свадьбе в мэрии семья невесты не присутствовала из-за запрета Бунюэля. У Луиса и Жанны родился сын, которого назвали Жан-Луи.

В целом, испанскому режиссеру из-за своих эпатажных картин пришлось несколько раз сменить место жительства. Возможность работать на своей Родине Бунюэль получил практически на закате своей жизни, которая оборвалась 29 июля 1983 г в Мехико. Режиссер очень болел на склоне лет и скончался от почечной и сердечной недостаточности. О своей жизни и творческом пути Бунюэль написал в мемуарах под названием «Мой последний вздох» (1982 г.). Похоронили великого кинематографиста в капелле монастыря святого Альберта Великого в Мехико.

filmz.ru_f_62203

Лучшие картины Луиса Бунюэля

Пожалуй, самой знаменитой стала его первая картина «Андалузский пес», снятая в соавторстве с Сальвадором Дали. Эта шокирующая, эпатажная лента стала своеобразным манифестом, символизирующим начало нового направления в кинематографе. Фильм держался в прокате целых 7 месяцев, однако протесты консервативной публики, называвшей фильм жестоким и неприличным, вынудили изъять картину из проката. Кстати, Дали предлагал снять вторую часть «Андалузского пса», но Бунюэль отказался.

Та же участь постигла и «Золотой век», снятый по заказу виконта Шарля де Нойа, французского мецената. Картану запретили к показу во Франции. Работая над этой картиной, Бунюэль и Дали поссорились настолько, что больше не общались. Однако Луис указал Дали в титрах фильма, как автора.

Живя в Мексике, Бунюэль познакомился Оскаром Дансижье, знаменитым продюсером. Результатом совместной работы стали две коммерческие картины: «Большое казино», которая провалилась в прокате, и «Большой кутила», ставшая весьма успешной.

После этих работ гений сюрреализма снял одну из лучших своих лент – «Забытые» —  повествующую о трагической жизни юных беспризорников. Картина была удостоена премии Каннского фестиваля за лучшую режиссуру и премии ФИПРЕССИ.

А вот фильм «Виридиана» занял особое место в жизни и творчестве испанского режиссера. Картина рассказывает о бесцельных попытках создания утопичного социума и жестко критикует классовое неравенство. Ленту сразу же запретили, обвинив в попрании религиозных верований, а Бунюэля отлучили от церкви. Несмотря на это, «Виридиана» взяла Гран-при Каннского кинофестиваля.

«Дневная красавица» и «Тристан», в которых сыграла, пожалуй, свои лучшие роли Катрин Денёв, также были отмечены наградами. А фарсово-сюрреалистические «Скромное обаяние буржуазии» и «Этот смутный объект желания» удостоились Оскара.

Сам Луис Бунюэль получил награды за вклад в киноискусство на фестивалях в Сан-Себастьяне в 1977 году, Москве – 1979 и Венеции – 1982.

Испанский режиссер обладал уникальной способностью видеть то, что было недоступно другим. К концу жизни, когда Бунюэль начал терять слух, он сказал следующее: «Как большинство глухих, я не очень люблю слепых… Правда ли, что слепой счастливее глухого? Не думаю».

pixies

Один комментарий

  1. жаль что он так давно ушел от нас… много фильмов действительно заслуживают уважения. их и сейчас смотрят по прохождению стольких лет, как они были сняты

Комментировать

Ваш электронный адрес не будет опубликован.