Бандуррия – эта традиционный испанский музыкальный инструмент, зачастую используемый в народной музыке. По большому счету, он несколько напоминает более привычную нам мандолину. Свое распространение он получил не только в Испании, но и в некоторых латиноамериканских странах. Несмотря на то, что бандуррия возникла еще много столетий назад, она до сих пор пользуется невероятной популярностью, ведь, несмотря на наличие массы современных инструментов и музыкальных эффектов, ее проникновенные, душевные звуки не оставляют равнодушным никого.
История бандуррии
Испанское название этого струнного щипкового плекторного инструмента «bandurria» происходит из греческого языка. Так, слово «pandoura» буквально означает «трехструнная цистра».
Надо сказать, что бандуррия – это довольно древний инструмент, известный еще с 14-го столетия. Правда, в те времена он еще носил название «мандуррия». Первое упоминание о нем датировано 1752 годом: до нашего времени дошел манускрипт «Reglas, y advertencios generales para tañer la bandurria…». К сожалению, музыкальные произведения, написанные в ту эпоху, не сохранились; единственное, дошедшее до современности, было найдено манускрипте из Португалии, и носит название «Battalla de Bandura 5° ton» (1720-1750 гг.) под авторством Botasella.
Что касается внешнего вида бандуррии, то в 18 столетии она имела плоский корпус, а задняя часть деки имела круглую форму, звук же извлекался при помощи 5-ти парных струн, которые настраивали в кварту. К слову, в средние века струн было три, сам же инструмент не имел ладов, а во времена Ренессанса добавили 4-ю, в эпоху барокко их стало 10 – 5, размещенных попарно. Современная бандуррия имеет 6 струн, размещенных попарно, которые настраивают в унисон.
Среди известных композиторов, создававших произведения для этого инструмента, стоит отметить Исаака Альбениса, Педро Чаморро, Хоакина Турина, Хуана Мигеля Вильяра, Антонио Феррера, Хоакина Нин-и-Кастельяноса, Феликса де Сантоса и Августина Пио Барриоса.
На данный момент традиционная бандуррия имеет несколько разновидностей. К примеру, на Филиппинах этот инструмент называют также лауд, он имеет 14 струн и шестнадцать ладов. Считается, что появился здесь этот инструмент во времена испанской колонизации, а именно в период 1555-1898 гг. На сегодняшний день его игру можно услышать во время выступлений оркестров щипковых инструментов, называемых rondalla, исполняющих филиппинскую фольклорную музыку.
Латиноамериканской разновидностью является бандола, особенно распространена в Боливии и Перу. А на Балеарах бандуррию до сих пор называют мандуррией.
Бандуррия в наше время
На сегодняшний день бандуррия имеет корпус грушевидной формы, две плоские деки, высокие обечайки и короткую шейку, оканчивающуюся лопаткоподобной головкой. На инструмент натягивают 6 сдвоенных струн, три из которых являются кишечными, а еще три – обвиты канителью либо тоже кишечные. Кстати, на одной из разновидностей бандуррии – соноре – струны металлические, а последнее время музыканты стали использовать нейлоновые струны. Настраивают инструмент по квартам либо квинтам. Гриф имеет от 12 до 14 ладов.
Играют же на бандуррии характерным для этого и подобных инструментов (например, мандолина) приемом звукоизвлечения, называемым тремоло. Так, повторение звуков сливается в один благодаря быстро чередующимся, ритмичным ударам плектора (или медиатора). Вообще, это довольно сложный прием, требующий долгого изучения и хороших навыков. Изучать его стоит начинать с медленных темпов, скорость которых будет постепенно нарастать, при этом необходимо избегать при игре плектором, быстро движущимся «вниз-вверх», так называемых «зацепок» или «застреваний».
Что же касается самого плектора или медиатора, то он, как правило, имеет треугольную форму. Изначально материалом для изготовления была слоновая кость или другие кости, дерево и даже перья птиц. В современности плекторы делают из пластмассы или черепашьего панциря. Кстати, последние особенно в почете у музыкантов, та как они извлекают особенный высококачественный звук.
Если издавна бандуррия звучала под окнами возлюбленных дам и аккомпанировала серенадам, то сейчас игру этого инструмента можно услышать на выступления аутентичных ансамблей, которые называются ронда либо туна.